Пока арабо-мусульманский мир придерживается позиции нейтралитета. Склонить чашу весов в сторону России сможет победа на Украине. О правилах глобальной игры рассказал Борис Долгов.
Страны, входящие в формат ОПЕК+, 5 октября приняли решение о сокращении добычи нефти на два миллиона баррелей в день. Организация, контролирующая стабильность мировых энергетических рынков, согласовала сокращение квот на первой личной встрече с начала пандемии представителей стран формата ОПЕК+. После объявления об этом решении цены на энергоносители моментально подскочили.
Как пишет издание Reuters, министр энергетики Саудовской Аравии объяснил такое решение ответом на рост глобальных процентных ставок и ослабление экономики. Вместе с тем событие знаковое и в отношении взаимодействия ближневосточных стран и США. Решение о сокращении поставок идёт вразрез с интересами Америки, тогда как арабские монархии традиционно воспринимались Вашингтоном в качестве надёжного тыла.
На вопрос о том, какое место они занимают в противостоянии Востока и Запада, ответил Борис Долгов, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН. Безусловно, решение ОПЕК+ о снижении квот не согласуется с запросами Америки. Здесь эксперт напоминает о недавнем визите Байдена в Саудовскую Аравию — одной из целей поездки была как раз договорённость об увеличении добычи нефти.
Тем не менее такие действия монархий Персидского залива нельзя оценивать как поворот в сторону России, поясняет Борис Долгов:
Но здесь всё-таки я не стал бы говорить, что это какой-то поворот, по крайней мере, арабских монархий, то есть значительной части арабского мира, от той позиции нейтральной в противостоянии России и Запада, в сторону России. Пока этого нет. На мой взгляд, это позиция нейтралитета арабского мира, так скажем, арабо-мусульманского мира.
Принятая мера соответствует конкретным экономическим интересам производителей нефти, и прежде всего самой Саудовской Аравии, поясняет старший научный сотрудник. Саудовская Аравия и монархии Залива уже не считают Соединённые Штаты надёжным партнёром. Охлаждение отношений продиктовано целым рядом факторов: уходом США из Афганистана, инцидентом с погибшим Джамалем Хашкаджи.
Пока, продолжает эксперт, арабо-мусульманский мир сохраняет нейтралитет. Определённое сочувствие России высказывается, но оно не является свидетельством безусловной политической поддержки. И многое в дальнейшем развитии событий будет зависеть от исхода конфликта на Украине, резюмирует Борис Долгов. Другими словами, арабский мир ждёт победителя.