100 лет исполнилось со дня основания опытно-конструкторского бюро имени Андрея Туполева. Одна из важнейших разработок бюро — Ту-144 — советский сверхзвуковой пассажирский самолёт 1-го класса.
Самая большая тайна Ту-144 раскрыта. Как оказалось, сверхсекретными данными об этом гражданском самолёте была его стоимость. Впрочем, об окончательной её оценке эксперты до сих пор спорят. У кого хранилась эта информация? Ответ на этот вопрос дал президент России Владимир Путин на XIX Всемирном фестивале молодёжи и студентов.
В Советском Союзе был такой самолёт Ту‑144. Был сверхзвуковой самолёт и в Европе. Где они теперь? Только в боевой авиации есть сверхзвуковые самолёты, а в гражданской — нет. Почему? Дорого,
— рассказал глава государства.
Алексей Николаевич Косыгин, у нас был такой премьер-министр правительства Советского Союза, его спросили: «Сколько стоит советский сверхзвуковой гражданский самолёт Ту‑144?» Знаете, что он ответил? Он ответил: «Об этом знает только один человек — я. Но я никому не скажу»,
— добавил президент.
Есть знаменитая фраза авиаконструктора Андрея Туполева: «Хорошо летают только красивые самолёты». Она отлично описывает воздушные машины опытно-конструкторского бюро. Ведь и военные, и гражданские Ту были не только высокотехнологичными и быстрыми, но и отличались красотой и большим вниманием к деталям.
Часто пассажирские самолёты линейки были продолжением боевого аналога. Например, тяжёлый бомбардировщик Ту-16, считающийся самым совершенным с точки зрения аэродинамики, стал первым в стране реактивным пассажирским самолётом Ту-104. Самолёты бюро Туполева отличались роскошными интерьерами. Первый в Советском Союзе межконтинентальный лайнер Ту-114 имел два этажа, кухню, гардероб и несколько салонов разного класса, в том числе спальные купе. Билет на него стоил около 68 рублей, примерно на 20 рублей дороже, чем на обычный рейс. На базе Ту-144 выпустили самый тяжёлый боевой самолёт в мире — Ту-160 «Белый лебедь».