Академик РАН Сергей Глазьев указал на ошибки "одряхлевшего дяди Сэма", пытавшегося взять Россию нахрапом.
Академик РАН Сергей Глазьев в личном телеграм-канале подчеркнул, что международный скандал, сопровождающий попытки политиков западных стран ввести предельные цены на российские газ и нефть, вызывает некоторое удивление поверхностностью:
Во-первых, этими ценами манипулируют западные же спекулянты, которые из нефти давно сделали финансовый инструмент — на реальные поставки нефти приходится крохотная часть всего оборота нефтяных фьючерсов и их производных. Вашингтон не раз доказывал свои возможности добиваться от ведущих западных спекулянтов нужного для него поведения, опуская цены на нефть. В том числе для ухудшения финансового положения СССР после взятия курса на его развал посредством засланных в Политбюро своих агентов влияния, — сказал Сергей Глазьев.
Вполне вероятно, сейчас, вследствие стремительного развития информационных технологий в финансовой сфере, добиваться от спекулянтов нужного поведения стало сложнее. Или же сработала другая причина: финансовый рынок вышел из-под контроля «одряхлевшего дяди Сэма», предположил Сергей Глазьев:
Поэтому предпринята беспрецедентная попытка установить потолок цен на российскую нефть чисто политико-административным способом, пригрозив всем торговцам и финансовым спекулянтам санкциями. Но едва ли удастся это ограничение эффективно администрировать: поставки российской нефти на Восток и Юг никак не ограничиваются, а торговля фьючерсами не поддаётся реальной проверке на состав лежащей в их обеспечение нефти. Тем более что решение о введении ограничений по цене на нефть из одной страны является несовместимой с международным и национальным правом дискриминацией.
А что во-вторых? Сергей Глазьев напоминает, что страны-производители сами страдают от колебаний цен на нефть, которые могут опускаться практически до нуля и даже ниже, как это было в 2020 году. А значит, логично было бы предложить ввести не потолок цен на нефть, а коридор, предусматривающий также нижнюю величину цены.
Есть ещё и в-третьих. «Решение принимается за пределами общепринятых правил конкуренции и международного права, несовместимо с нормами ВТО и подрывает основы существующего мирохозяйственного уклада», — сказал Сергей Глазьев.
Наконец, в-четвёртых, на сегодняшний день уже нет твёрдых валют, в которых можно было бы надолго вводить ценовые ограничения:
Исходя из изложенного, следовало бы подумать о введении новых правил торговли биржевыми товарами в соответствии с принципами формирующегося интегрального мирохозяйственного уклада: прозрачностью, взаимовыгодностью, справедливостью, обоснованностью, законностью.
Примерный перечень правил Сергей Глазьев также прилагает. Мы же цитируем академика РАН:
установление долгосрочных ценовых ориентиров в виде коридоров колебаний цен на биржевые товары вне зависимости от страны происхождения;подписание международного договора на эту тему заинтересованными странами или принятие решения ШОС и БРИКС, на долю которых приходится основная часть производства и потребления биржевых товаров;установление цен в расчётной международной валюте, формируемой на основе корзины мировых валют стран-участниц договора и жгута биржевых товаров, на первых порах, возможно, в золотом эквиваленте;номинирование обеспечивающих товарный оборот и соблюдение договора бирж, образующих сеть;создание пула валютных резервов, оперативных запасов биржевых товаров для стабилизации цен путём использования рыночных интервенций на основе автоматически действующего механизма торгово-валютных интервенций.
В завершение Сергей Глазьев подчеркнул: все указанные им тезисы рассматриваются при разработке концепции формирования общего биржевого пространства ЕАЭС.