Все зрители связывают имя Леонида Гайдая исключительно с искромётными комедиями. Однако режиссёр снимал и серьёзные фильмы. Один из них, ныне совсем забытый, спас карьеру своего создателя.
На киностудию «Мосфильм» Леонид Гайдай устроился в 1955 году после окончания ВГИКа. Буквально сразу же молодой талант оказался под опекой главы студии Ивана Пырьева — знаменитого советского режиссёра, сделавшего имя на комедиях. Первая же собственная работа Гайдая в кино вызвала общественный резонанс: комедия «Жених с того света» даже в сильно перемонтированном состоянии поставила под вопрос дальнейшую карьеру комедиографа. О смешных фильмах на время пришлось забыть. Но и в этой ситуации Иван Пырьев нашёл выход из положения.
Чтобы вернуть Леонида Гайдая в кино, глава «Мосфильма» предложил молодому режиссёру снять фильм на патриотическую тему «Трижды воскресший» — о суровых буднях комсомольцев во время Гражданской войны. И хоть Гайдай видел себя исключительно автором комедий, на предложение Пырьева пришлось ответить согласием.
Сегодня мало кто помнит этот фильм. Конечно, талант Гайдая в полной мере раскрылся в эксцентрических комедиях. Но только после «Трижды воскресшего» режиссёр снимет эпохальную короткометражку «Пёс Барбос и необычный кросс», давшую старт незабвенной троице — Трусу, Балбесу и Бывалому. Однако и забытый фильм о пароходе и комсомольцах подарил Гайдаю ценный опыт. В частности, именно в этой работе он впервые столкнулся с композитором Никитой Богословским, с которым потом создавал свои ранние классические комедии. Кроме того, именно в этом фильме впервые появился такой персонаж, как бабушка-сторож из «Операции «Ы» — Мария Кравчуновская.