Владимир Оленченко из ИМЭМО РАН пояснил, что скрывается за словами главы евродипломатии Жозепа Борреля о проекте Транскаспийского транспортного маршрута. По мнению политолога, политика ЕС — "заложить бомбу" под отношения России со странами Средней Азии.
Владимир Оленченко, старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН, прокомментировал в интервью, данном Царьграду, идею Евросоюза о строительстве транспортных переходов в Среднюю Азию в обход России. В частности, эту идею подал верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель в официальном блоге после возвращения из поездки в страны Средней Азии. В частности, в Казахстане обсуждалась идея строительства Транскаспийского транспортного маршрута.
«Действительно, когда слушаешь Борреля, возникает такого рода вопрос. Он вообще числится на международной арене как высокий представитель внешней политики и политики безопасности. Но чаще мы его слышим по таким вопросам, как военные действия на Украине, как экономическая блокада России, как создание трудностей России на международной арене. Чувствуется, что профиль у него не соответствует его служебному положению. Видимо, то ли это у него сложился такой стиль, то ли он олицетворяет собой не европейское лобби, а лобби других стран, более заинтересованных в том, что он говорит», — пояснил Оленченко.
По мнению эксперта, применительно к последнему высказыванию и его визиту в Среднюю Азию, «просматривается два мотива».
Один мотив — это попытаться создать трудности во взаимоотношениях России с постсоветскими республиками Центральной Азии. Второе — посмотреть, есть ли какие-то шансы у Евросоюза получить продукцию, в данном случае это углеводороды, из Центральной Азии. В данный момент мы имеем дело пока с декларацией. Официально не существует какого-то проекта. Прозвучала декларация
— отметил собеседник «Первого русского».
«Тут какие риски просматриваются для наших коллег из Центральной Азии? Во-первых, нужны деньги на строительство путепровода и создание инфраструктуры. Это очень затратное дело. Боррель про это не говорил по той простой причине, то у Евросоюза денег нет, он сам их занимает сейчас активно у американцев. Второй риск заключается в том, что, предположим, высказывание Борреля или его декларация была бы, я говорю гипотетически, материализована. Возникла бы очень серьёзная зависимость для Центральной Азии. Учитывая непоследовательность Евросоюза, нельзя исключать, что в любой момент они могут себя повести с ними так, как они повели с нами. И я думаю, что наши коллеги в Центральной Азии это прекрасно понимают и наверняка поэтому не спешат пока откликаться с какими-то встречными инициативами», — пояснил Владимир Оленченко.
В общем, если резюмировать, то цель Борреля — это попытки продолжить то тупиковое направление, которое есть сейчас у Еврокомиссии, это так называемая изоляция России. И во время пребывания в Центральной Азии Боррель тоже пытался влиять на своих собеседников в том плане, чтобы они каким-то образом дистанцировались от России. То есть такая многоплановая поездка. Если выделить её основной лейтмотив, то это русофобия и антироссийские действия
— считает эксперт.
Оленченко подчеркнул, что самого проекта Транскаспийского транспортного маршрута ещё даже не существует, иначе «он где-то был бы зафиксирован, например в материалах Еврокомиссии или в Европейском центральном банке».
«То есть с точки зрения финансирования этого проекта. Любое финансирование должно оценивать проект, должно строить планы, должна быть этапность. Пока этого тоже нет. Где мы ещё можем попробовать найти следы этого проекта, кроме того, что он в голове у Борреля? Не знаю. Если брать Международный банк развития, там тоже ничего такого нет, что они бы подвязались выделить деньги на это. Поэтому надо к нему подходить осторожно, но внимательно. Надо внимательно отслеживать, не появится ли конкретный проект, не появятся ли спонсоры этого проекта и не появится ли перечень возможных выгодополучателей», — рассказал собеседник «Первого русского».