США отстали от России в так называемой арктической гонке. И более того, не имеют возможностей восстановить равновесие.
США окончательно отстали от России в арктической гонке, уверен обозреватель журнала Politico Кеннет Розен. При этом Арктика — важнейшая часть света как для мировой экономики, так и для стратегического влияния. Поэтому США от этой земли не отступятся. Но нужно понимать, что Москва уже выстроила уникальную арктическую систему, а США здесь практически не присутствуют. Таким образом, Вашингтон находится в позиции «догоняющего», говорит Розен.
Россия ведёт в игре за Арктику на протяжении двух последних десятилетий, говорит обозреватель. У русских внушительный флот атомных ледоколов, подводных лодок и кораблей. Добыча полезных ископаемых в Арктике уже налажена именно русскими. В одном ошибается Розен: он говорит, что Россия «стремится захватить контроль над Северным морским путём». Мы же отмечаем, что о стремлении говорить не стоит — дело уже сделано, и вопрос не в захвате, а в реальных возможностях передвижения, они есть именно у нас. Более того, наши партнёры готовы помогать в реализации многих арктических проектов, и Розен это понимает, потому говорит:
Америка играет в догонялки в условиях, когда у неё мало опыта и возможностей.
У США проблемы с технической готовностью покорять Арктику. Попросту инструментов нет. И в ближайшее время не предвидится. В распоряжении Штатов лишь два ледокола. Ещё шесть планируются к постройке. При этом даже у Канады есть 18 ледоколов. А флот России насчитывает более 50 таких кораблей и постоянно пополняется:
На Аляске у США нет арктических глубоководных портов, необходимых для размещения крупных военных и тыловых судов; единственный порт находится на авиабазе Туле в Гренландии. А шесть арктических военных баз — все «запасные базы», предназначенные для экспедиций в Арктику, — постоянно требуют ремонта и вмешательства из-за последствий изменения климата.
При этом Розен подчеркнул, что за последние восемь лет Россия восстановила и модернизировала около 50 баз вдоль 15 тысяч миль арктического побережья.