Главная / Политика / Вторая жизнь «Золушки»: секреты реставрации знаменитого советского фильма

Вторая жизнь «Золушки»: секреты реставрации знаменитого советского фильма

Долгие годы хранения плёнки советской киносказки "Золушка" (1947) не прошли бесследно: чтобы не потерять шедевр, требовалась тщательная реставрация.

Первую часть истории о фильме-сказке «Золушка» читайте в специальной рубрике Царьграда.

Несмотря на крылатую фразу из произведения Михаила Булгакова, в реальной жизни и рукописи горят, и киноплёнки от времени гибнут. Чёрно-белая плёнка конца 1940-х годов, на которой была запечатлена «Золушка», плохо переносит испытание годами. Уже через 20 лет после выхода на экран «Золушка» нуждалась в восстановлении. Советские специалисты смогли в 1967 году законсервировать процессы разрушения плёнки, но не более того – в лучшую сторону на качество воспроизведения это не повлияло.

Очевидно, что задача киностудии «Крупный план», которая взялась за капитальную реставрацию в 2009 году, была гораздо более сложной. К счастью, технологии за прошедшие десятилетия тоже не стояли на месте. Работа реставраторов была разделена на три этапа.

Первый этап: восстановление оригинального негатива фильма. Работа с плёнкой, хранившейся в бобинах, была невозможно без развёртывания ленты. Между тем за годы плёнка ссохлась и при раскручивании легко трескалась и ломалась. Поэтому сначала необходимо было восстановить эластичность негатива. Спустя несколько дней замачивания в специальном растворе плёнку смогли почистить с помощь ультразвука, чтобы перейти ко второй стадии.

Второй этап: сканирование плёнки, так называемая оцифровка. Чтобы полностью снять вопрос сохранности материала и сделать возможной работу с ним компьютерных программ, каждый кадр переводился в цифровой формат. «Сканирование» звучит просто – сфотографировал, сохранил в компьютере и дело готово. В данном случае всё сложнее: требовалось выделить максимально доступное количество оттенков серого цвета, из которых, собственно, и состоит кинематограф, лишь условно называемый «чёрно-белым».

Такие сложности обусловлены дальнейшими планами реставраторов – «раскрасить» фильм. Но трудности были связаны не только с этим. Несмотря на все восстановительные работы, старая плёнка оставалась крайне хрупкой и требовала бережного обращения. Поэтому сканирование замедлилось в несколько раз относительно стандартных сроков. Приходилось специалистам думать и о пожарной безопасности: негатив по своему химическому составу является легковоспламеняющимся. Поэтому требования к температурному и световому режиму были серьёзные.

После кропотливого процесса сканирования наступил третий этап: цифровое восстановление изображения и звука. Теперь, когда манипуляции непосредственно с плёнкой были закончены и работа велась на компьютерах, дело вроде бы должно пойти быстрее. Однако цифровая обработка – очистка изображения от всех дефектов (силуэты пятен, швы монтажных склеек, царапины и прочее) – должна проводиться на каждом отдельном кадре. А таких кадров в 84 минутах «Золушки» около 120 тысяч. Не стоит забывать и о сложной работе со звуком – убирался фоновый шум, неизбежный при записи в 1940-х, восполнялись возникшие «провалы» в звуковой дорожке и т.д.

И вот через несколько месяцев обновлённая цифровая версия чёрно-белой «Золушки» была готова – но это ещё не завершение истории…