Фильм "В бой идут одни "старики" задумывался как цветной, но обрёл цвета лишь спустя 35 лет после премьеры. И возникли проблемы, которых никто не ожидал.
На экраны советских кинотеатров картина «В бой идут одни «старики», посвящённая подвигам наших лётчиков в годы Великой Отечественной войны, вышла в августе 1974 года.
Режиссёр и исполнитель главной роли Леонид Быков задумывал фильм как цветной. Однако на киевской Киностудии имени Довженко дефицитную цветную плёнку в те годы выделяли лишь на фильмы, посвящённые успехам социалистического строительства. Быкову пришлось довольствоваться дешёвой чёрно-белой плёнкой, и получилось ещё лучше. Чёрно-белая картина гармонировала с документальной военной хроникой, придавая действию эффект достоверности. «В бой идут одни «старики» стал одним из шедевров советского кинематографа, который посмотрели более 44 миллионов зрителей.
В 2009 году фильм был колоризирован, то есть раскрашен. Восстанавливая первоначальный авторский замысел, специалисты по реставрации использовали самую передовую компьютерную программу, позволявшую по оттенкам серого цвета на чёрно-белой плёнке определять наиболее вероятную исходную палитру.
Историю обретения цвета другим советским чёрно-белым киношедевром, сказкой «Золушка», читайте в материалах Царьграда (первая часть, вторая часть, третья часть).
Однако даже самые современные на тот момент компьютерные технологии не уберегли от сложностей и ошибок при раскрашивании фильма.
Так, на чёрно-белой плёнке не так бросалось в глаза то обстоятельство, что практически вся авиационная техника в фильме бутафорская — к середине 1970-х годов в СССР не осталось ни одного летающего самолёта времён Великой Отечественной. Поэтому в цветном варианте приходилось всячески выкручиваться, чтобы зритель не заметил очевидной подмены.
Кроме того, снимавшийся в летний период фильм после колоризации в буквальном смысле зазеленел: на экране засияли деревья, поля, защитных оттенков форма лётчиков, покраска самолётов и другой техники. Специалисты насчитали в фильме 27 оттенков зелёного цвета, и во многих кадрах эти оттенки соседствовали. Необходимо было обозначить чёткие границы между ними, чтобы на экране не получилось размытое зелёное пятно.
Но самый обидный подвох был связан с цветом погон. Вернее, просветов, то есть линий, разделяющих погоны на отдельные поля. Специалисты по колоризации добросовестно проконсультировались с военными историками. Те сообщили, что на повседневной форме советских лётчиков просветы на погонах были голубыми. И только после того, как работа по раскрашиванию была завершена, выяснилось, что на съёмках актёры были облачены в полевую форму лётчиков. И вот на ней просветы погон были красными. Пришлось заново раскрашивать все сцены, в которых видны погоны. А таких сцен набралось более половины всех кадров.
И в заключение историческая параллель. Действие картины «В бой идут одни «старики» разворачивается в рамках так называемой битвы за Днепр, в ходе которой была освобождена почти вся Левобережная Украина, включая Киев. В 2023 году исполняется 80 лет битве за Днепр. Юбилей требует достойного празднования. Возможно, повторения прошлых подвигов.