Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) обнародовала отчет о продажах новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России за 2022 год. Он ознаменовался кардинальной перестройкой рынка и его сокращением на 58,8 процента: с января по декабрь было реализовано 687 370 автомобилей, что на 979 410 меньше, чем по итогам 2021 года. Абсолютное большинство марок оказались в глубоком минусе, но ряду китайский производителей, оставшихся в стране, удалось улучшить свое положение на фоне ухода конкурентов. Лидером российского рынка остается отечественная Lada, реализовавшая за год 188 645 автомобилей. Это на 46 процентов меньше, чем годом ранее, но доля Lada выросла до 37,5 процента. На втором месте Kia с падением на 68 процентов и 66 095 автомобилями, на третьем — Hyundai (-67 процентов, 54 811 машин). Четвертую строчку занял ГАЗ, реализовавший 42 110 машин, что на четверть меньше, чем в 2021 году, а на пятую поднялась китайская марка Chery c 38 497 автомобилями, увеличившая продажи на четыре процента. Также нарастить объемы сбыта удалось ее дочерней марке Exeed и Dongfeng Motors. Они продали 13 686 и 1 666 автомобилей соответственно (+264 и +213 процентов к 2021 году). Остальные популярные китайские бренды ушли в минус, но относительно небольшой по сравнению с другими марками. Так, Haval реализовала 33 642 машин (-14 процентов), Geely и Changan — 24 419 и 5627 автомобилей соответственно (-1 процент у каждой). В АЕБ отметили, что все же видят положительную тенденцию развития рынка: ожидается, что он начнет восстанавливаться после серьезного падения. На 2023 год эксперты смотрят с «умеренным оптимизмом», прогнозируя продажи на уровне 770 тысяч автомобилей — на 12 процентов выше, чем в минувшем году. При благоприятном стечении обстоятельств возможен рост и выше, если в стране появятся новые автобренды. Из тройки самых популярных моделей в 2022 году выпал Kio Rio, занимавший третью позицию в 2021-м. На вершине расположилась Lada Granta (95 879 штук против 111 430 в позапрошлом году), за которой следуют Lada Niva (38 780 штук) и Lada Vesta (29 206 штук). В таблице ниже — 25 самых продаваемых автомобилей в России в 2022 году. Самым популярным сегментов остается SUV: кроссоверы и внедорожники были проданы в количестве 334 933 штук, заняв 48,7 процента рынка. Также россияне купили 81 060 коммерческих автомобилей, 6961 пикап и 840 электрокаров.