Ответ Никиты Михалкова на европейские санкции имеет скрытые смыслы. Какие? Выясняем на экспертном уровне — оказалось, в ЕС многого не заметили, таким образом, Никита Сергеевич получил статус чуть ли не тайного агента.
Никита Михалков в ответ на включение в очередной европейский список составил открытое письмо. В нём знаменитый режиссёр не только отреагировал на свою «опалу в Европе», но и дал отповедь западной цивилизации, агрессивно навязывающей свои ценности остальному человечеству.
Михалков призвал европейцев прислушаться к другим народам, в первую очередь русскому, и услышать отчётливое «нет» на все принуждения Запада стать «частью цивилизованного мира». Всемирно известный деятель культуры обратил внимание, что никто не может заставить русский народ изменить себе и предупредил о печальных последствиях такого шага:
Услышьте наше «нет», пока у вас ещё есть на это время.
Смысл и цели открытого письма Никиты Михалкова прокомментировал в беседе с «Первым русским» политолог, политический советник Сергей Маркелов.
С точки зрения целесообразности послания режиссёра эксперт отметил, что противостояние России и Запада требует обсуждения в культурном контексте:
Необходимо говорить об этой ситуации на уровне культуры. У нас, безусловно, дефицит хорошо говорящих людей, которые по-настоящему могут описать ситуацию с позиции России. С исторической точки зрения, но хорошо поставленным художественным словом. Никита Сергеевич в этом письме аккуратно прошёлся по всем культурным стереотипам нашего общественного сознания — и как его воспринимают на Западе.
Маркелов призывает не рассчитывать на адекватное восприятие письма Михалкова западными элитами, но при этом усматривает очевидную пользу послания:
Сработает ли это письмо, чтобы нас услышали? В пользу такого варианта нет ни одного сигнала. Даже речь Путина не панацея. Но в копилку здравых мыслей, здравого взгляда на всё происходящее послание Михалкова всё равно ляжет.
Политолог уверен, что обращённые к европейцам слова режиссёра не исчезнут бесследно. Официального ответа на письмо Никиты Сергеевича не последует. Но тезисы Михалкова станут для части мыслящих людей Запада отправной точкой для самостоятельного осмысления позиции и поведения России:
Условно говоря, оргкомитеты премии «Оскар», Венецианского кинофестиваля или Каннского фестиваля, конечно, не напишут: «Да, Никита Сергеевич, мы вас услышали». Есть некое коллективное мнение Запада, и его очень сложно нарушить. Но в частном порядке, я уверен, ему поступят сигналы от представителей культуры: молодец, Никита, по крайней мере я тебя точно услышал. Цель Михалкова в том и состоит, чтобы на Западе у части мыслящих людей, интеллектуалов и людей искусства зародилось сомнение, так ли всё обстоит, как говорят западные политики.
Сергей Маркелов обращает внимание на то, что письмо Никиты Михалкова по своему смыслу тождественно заявлениям руководителей нашей страны. Их общий посыл Западу — не нужно быть врагами русских, победа всё равно будет за нами:
Если из письма Никиты Сергеевича убрать всю «романтику», то останется всё то же самое, что говорят Путин, Медведев, Патрушев. Просто Михалков литературным, эзоповым языком отправляет на Запад послание — всё равно мы вас победим, всё равно мы сильнее.