Фильм Питера Уира "Хозяин морей: На краю земли" заслуженно почитается как самый достоверный исторический фильм. Но одна неточность в нём всё-таки есть — и появилась она по вине Америки.
Исторические фильмы бывают разными по жанру, тематике, бюджету и идеологии. Общая беда с ними одна: почти все они связаны с реальной историей слабо, очень слабо или совсем никак. Об одном из таких примеров, боевике с древнеримским антуражем под названием «Гладиатор», вы можете прочитать в специальной рубрике Царьграда.
Но бывают уникальные исключения. Одно из них — фильм Питера Уира «Хозяин морей: На краю земли» (2003), экранизация романа Патрика О’Брайана о приключениях бравых английских моряков, капитана Джека Обри и корабельного доктора Стивена Мэтьюрина.
Сюжет фильма разворачивается в эпоху наполеоновских войн (начало XIX века), когда противостояние между Англией и Францией проходило на океанских просторах по всему свету. Обри, капитан английского военного корабля «Внезапный», охотится на неуловимое французское судно «Ахерон» — и ничьей в этой гонке быть не может.
«Хозяин морей» — редкий фильм, к которому нет, за мелкими исключениями, претензий у историков, специалистов по военно-морскому делу. Создатели картины продумали фактически все нюансы.
Чтобы актёры, исполнявшие роли членов экипажа, выглядели как участники сплочённой команды, Рассел Кроу (Джек Обри) регулярно вывозил их играть в регби. Сам Кроу научился играть на скрипке XIX века — у его брутального персонажа такое возвышенное хобби. Пол Беттани, сыгравший доктора Мэтьюрина, обучался, как пользоваться хирургическими инструментами 200-летней давности.
В фильме роль «Внезапного» исполняют два корабля — один был на плаву и снимался на общем плане. Второй, точная копия «старшего брата», был выстроен на киностудии в Мексике с видом на морской горизонт, чтобы можно было без качки снимать диалоги и крупные планы на борту.
Режиссёр Питер Уир добился того, чтобы консультанты работали в процессе съёмок. И вместе с постановщиком оценивали каждый кадр: все ли пуговицы на всех кафтанах относятся к нужной эпохе и к правильному типу военных кораблей?
В итоге получился замечательный фильм, который большинство экспертов и зрителей считают идеалом исторических художественных лент. Правда, это не помогло проекту в финансовом отношении. При расходах в 180 миллионов долларов на производство и маркетинг «Хозяин морей» собрал в прокате 201 миллион (половина ушла кинотеатрам — осталось 90 миллионов). Планировавшиеся фильмы с продолжением приключений Обри и Мэтьюрина тут же закрыли, к возмущению и горю поклонников.
Но главный парадокс в том, что сюжет самого достоверного исторического фильма основан на искажении истории. В романе Патрика О’Брайана корабль под командованием Обри охотится за американским противником. И действие происходит в годы Англо-американской войны (1812-1815).
То есть врагом главных героев (и, соответственно, зрителей, ассоциирующих себя с протагонистами) должны были быть американцы. Но американские продюсеры сразу заявили Питеру Уиру, что на такой сюжет они своих американских долларов не дадут. Пришлось исхитряться и менять исходные данные сценария. С кинематографической точки зрения на качество фильма это не повлияло. Ну а оскорблённые чувства представших в образе «плохих парней» французов никого не взволновали.