Главная / Политика / Дипломаты стушевались, поляки признались: Как русская культура разбила железный занавес Запада

Дипломаты стушевались, поляки признались: Как русская культура разбила железный занавес Запада

Русская культура знает много историй о том, как приходилось пробивать стены непонимания и железные занавесы, наброшенные Западом. Один из таких эпизодов произошёл в 1927 году в Варшаве.

Предупредили за три недели

В середине 1920-х годов поляки решили провести первый международный конкурс имени Шопена. Событие обещало стать одним из самых ярких в истории мировой культуры. Большие всемирные смотры талантов к тому времени не проводились уже более 15 лет, со времён закрытия Рубинштейновского конкурса. Сами поляки готовились к конкурсу имени Шопена тщательней некуда. Местные исполнители Станислав Шпинальский и Ружа Эткин должны были навсегда закрепить звание нового центра мировой классики за Варшавой и оставить русских исполнителей за возведённым Западом железным занавесом. И тематика для этого была выбрана как нельзя лучше: произведения Фредерика Шопена невероятно сложны и давно признаны одними из самых важных в истории мировой музыки.

Чтобы иметь преимущество перед русскими музыкантами, поляки, вероятно, пошли на хитрость. Как вспоминал профессор Геннадий Цыпин, приглашение в СССР организаторы прислали за три недели до старта конкурса. Времени подготовиться практически не было. В Москве с учётом сложившейся ситуации никто в успех в Варшаве не верил. Вернее, почти никто. Иного мнения придерживался разве что профессор Константин Игумнов — один из величайших русских пианистов, которого совершенно незаслуженно забыли в наше время.

Подготовка

Выступить в Варшаве Константин Игумнов предложил своему ученику Льву Оборину. Как вспоминал сам конкурсант, за три недели до выступления в его программе значилось не более половины тех произведений, которые ему обязательно нужно было сыграть на конкурсе. Девятнадцатилетнего студента Московской консерватории напутствовал и авторитетный музыковед Болеслав Яворский. Он уверил Оборина, что, если тот подготовится, то выступит на высоком уровне.

В общем, все три недели Лев Оборин готовил новую концертную программу, в то время когда для того же поляка Шпинальского вещи Шопена были частью репертуара уже много лет. Каково же было удивление поляков, когда русский пианист не просто приехал, но и сразил наповал конкурсное жюри своей игрой.

Триумф

В итоге юный по меркам конкурсов того времени Оборин выиграл первую премию, оставив позади себя и многоопытного Станислава Шпинальского, и утончённую Ружу Эткин. Знаменитый публицист Илья Эренбург писал, что «дипломатам пришлось стушеваться и полякам признаться, что лучше всех Шопена исполняет «москаль».

Не осталась в стороне от великой победы Льва Оборина и газета «Известия». Любимец Сталина, карикатурист Борис Ефимов опубликовал в ней по этому поводу одну из своих лучших работ «Тут действуют руки Москвы»,

С того момента следующие четыре конкурса имени Шопена выигрывали только советские пианисты. Особенно запомнилось критикам выступление Якова Зака на конкурсе 1937 года. Нарушить советскую гегемонию в Варшаве смог только поляк Адам Харасевич. После этого русские музыканты выигрывали конкурс ещё два раза.

Как и раньше, так и сейчас конкурс имени Шопена в Варшаве остаётся одним из трёх главных музыкальных конкурсов в мире. И во всех них первые места обязательно занимают именно русские музыканты.