Микробизнес в России сообщил о снижении выручки по сравнению с 2021 годом. Эксперты проанализировали ситуацию и назвали пять причин.
ПСБ, Magram Market Research и «Опора России» провели исследование, в котором приняли участие собственники и топ-менеджеры 1,8 тысячи малых и крупных предприятий со всей страны. В сегменте малого и среднего бизнеса ситуация 2022 года сильнее всего ударила по микробизнесу.
Почти 45% микропредприятий рассказали, что их выручка снизилась по сравнению с 2021 годом. 27,5% отметили сохранение уровня доходов, столько же заявили об увеличении прибыли.
В целом в сегменте микро-, малого и среднего бизнеса 42% респондентов сообщили о снижении выручки, 40% — о сохранении показателей на уровне предыдущего года. Лишь 18% предпринимателей стали зарабатывать больше.
Главная причина снижения выручки – люди стали покупать меньше, объяснили в Российском союзе промышленников и предпринимателей. В «Опоре России» объяснили: спрос на товары рухнул весной 2020 года в связи с пандемией коронавируса, затем начал восстанавливаться, однако в минувшем году снова стал сокращаться из-за очередных волн COVID-19, спецоперации и последовавших за её началом беспрецедентных санкций.
Есть и ещё четыре причины: нехватка кадров, усложнение логистических и финансовых цепочек, а также экономическая неопределённость, пишут «Известия».