Экономист Михаил Хазин продолжает говорить о сигналах, которые он видит на поле обновления модели управления Россией. Да, это снова о чистке элит, без которой не обойтись.
Михаил Хазин отталкивается от главного тезиса: если модель управления экономикой в России не изменится, к росту мы перейти просто не сможем. И многое в вопросах изменения модели правительством делается. По крайней мере, попытки есть. Однако наблюдается и противостояние. Тут мы и возвращаемся к тезису о чистке элит, продвигаемому Михаилом Хазиным.
Дело в том, что, когда правительству нужно было остановить спад экономики, представители приватизационной элиты (которую и элитой-то называть неудобно) помогали премьер-министру Михаилу Мишустину. Ведь спад был невыгоден и им самим, напоминает Хазин. Теперь же рост эти «друзья» всячески сдерживают.
В части взятия на себя ответственности за результат, без чего экономического роста быть не может, это ни-ни! — так Хазин объясняет нежелание элит что-то менять.
Снять кого-то просто управленческим решением быстро не получится. Поэтому в ход вступает большая политика. И здесь Хазин обращается к словам президента России Владимира Путина. Дело в том, что чистка элит может быть проведена эффективно разве что по методу 1930-х годов. Однако президент России всегда был против подобных резких действий. Но в то же время элиту он уже предупреждает, что изменения будут:
И по внутренним причинам, и по внешним, Путин не зря говорит о том, что старая экономическая (а значит, и политическая) модель в мире умерла. А вот сохранить страну, а значит, и её политическую элиту, возможно. И именно этим и будет заниматься Путин (уже занимается), поскольку других выходов нет.
Обращается Михаил Хазин и к так называемым приватизаторам — тем, что сколотили свои состояния на распродаже государственных активов.
Они зря рассчитывают на «священное право частной собственности», в условиях кризиса на Западе найдутся куда более достойные (с их стороны) владельцы тех активов, которые наши вывезли за пределы страны. Об этом, кстати, Путин тоже говорил, — пишет Хазин в своей колонке. — А потому альтернативы политическим и кадровым изменениям нет. Какие они будут — я не знаю, это не моё дело, я занимаюсь экономическими моделями. Но куда идёт ситуация — очевидно.
Словом, у так называемой элиты остаётся мало времени. Им придётся выбрать сторону, на двух стульях усидеть не получится.