Российская Империя всегда привлекала к себе пристальное внимание специалистов со всей Европы. Сегодня мы расскажем о трёх швейцарцах, блистательно служивших нашей стране.
Доменико Трезини
Швейцарский архитектор Доменико Трезини ещё в молодости отправился из своей горной родины в путешествие по Европе. Сначала он изучал архитектуру в Италии, затем перебрался в Данию, где возводил фортификационные сооружения. Именно там его и приметили русские послы. В 1703 году Трезини пригласили на строительство Санкт-Петербурга, и швейцарский мастер с радостью согласился.
Первые задачи Трезини в Петербурге были, как и в Дании, связаны с возведением фортификационных сооружений. В те годы Россия вела войну со Швецией, и швейцарский архитектор создавал проекты обороны столицы от вражеских эскадр. Но настоящим шедевром мастера стала Петропавловская крепость с собором, который превратился в усыпальницу русских императоров. Эту работу Трезини и сам считал своим главным достижением.
Отметим, что кроме самого Доменико Трезини в Петербург перебрались и его родственники. Потомки этой швейцарской фамилии до сих пор живут в Санкт-Петербурге, хоть и носят русскую фамилию.
Генрих Жомини
Военный теоретик Генрих Жомини прошёл большой путь от врага России до её верного подданного. В рядах французской армии этот военачальник наносил чувствительные поражения войскам Александра I. Уже тогда швейцарец восхищался русскими и даже подавал прошение на то, чтобы уехать в Санкт-Петербург. Из Франции Жомини не отпустили.
В 1812 году Жомини был участником наполеоновского похода в Россию и тем самым военачальником, который своим тактическим талантом спас французскую армию от полного разгрома под Смоленском. Несмотря на это, в Париже швейцарского гения продолжали держать на коротком поводке, и в августе 1813 года он решил, что натерпелся от французов достаточно, и самолично приехал в ставку к русскому царю. С тех пор швейцарец гнал Наполеона до самого победного конца в русской военной форме.
Генрих Жомини стал одним из главных зачинателей русского военного образования. В России он жил до преклонных лет, лишь под самый конец жизни решив вернуться во Францию. Генриха Жомини считают одним из двух главных военных теоретиков XIX века наряду с Карлом фон Клаузевицем. Угадайте, в какой армии служил во время наполеоновских войн этот гений тактики? Да, именно в русской.
Кстати, не забудем и сына Генриха Жомини Александра, который стал выдающимся русским дипломатом.
Доменико Жилярди
Ещё один архитектор в нашем списке. В Россию он приезжал несколько раз. Главной работой этого специалиста стало восстановление Москвы после пожара наполеоновских войн. Именно Жилярди занимался восстановлением ряда кремлёвских зданий. Кроме того, архитектор построил и ряд зданий в Москве с нуля.
В 1832 году, после многих лет успешной службы в России, Доменико Жилярди решил уехать домой. Но родина встретила мэтра без особых восторгов. Единственный проект, который достался талантливому мастеру, — постройка придорожной часовни. Согласитесь, поучительная история.
Вместо послесловия
Как видите, сила Империи в том, чтобы быть объединяющим фактором, а вовсе не гегемоном, как в случае с нашими американскими заокеанскими соседями. Всему миру будет лучше, если именно северная Империя — Россия — встанет у штурвала…