Россия всегда привлекала самых разных личностей из Европы. Большинство из них стали преданными сынами нашего Отечества. Но были и такие, кто нанёс русским непоправимый ущерб. В частности, немецкий масон Христиан Фридрих Маттеи.
Восхитил всех
История Христиана Фридриха Маттеи в России начиналась хорошо. В 1771 году этого саксонца, увлекательно рассказывающего об античных древностях, пригласили в Московский университет. Учёный с радостью перебрался в Россию, получил место на кафедре и даже был вполне доволен своим положением. Однако в 1784 году, сославшись на семейные проблемы, Маттеи внезапно покинул Москву и снова объявился в Саксонии, где и принял масонский чин. Проработав на родине 18 лет, учёный снова вернулся в Москву и более уже не покидал местный университет до конца своих дней.
Работу Маттеи во втором «русском периоде» его жизни обычно оценивают очень высоко. В частности, декан факультета словесности МГУ Роман Тимковский, принявший кафедру у немца в 1811 году, рассказывал о его блестящих лекциях о Древнем мире. Научные достижения Маттеи признавали многие русские и европейские учёные. После себя он оставил массу переводов. В конечном счёте саксонского профессора ныне принято считать зачинателем классической филологии в нашей стране. Но мало кто догадывался, что добродушный книжный червь нанёс России удар такой силы, что ущерб оказался невосполнимым навек.
Идейный вор
Всё дело в обстоятельствах отъезда господина Маттеи из России в 1784 году. Отправляясь домой, профессор прихватил с собой 60 редчайших манускриптов, хранившихся в Синодальной библиотеке. Доступ к ней профессор имел в открытом порядке.
Что было в сундуках, которые Маттеи утащил с собой в Саксонию? Разумеется, то, что представляло особый интерес для специалиста по античности — древние списки греческих и римских авторов. Многие из них до Маттеи были Европе неизвестны. В частности, точно можно говорить о том, что саксонский масон привёз в Германию трагедии Еврипида. А ещё Маттеи украл из России ценнейшую рукопись Гомера.
А теперь самое главное. Практически все рукописи, украденные в России, Маттеи раздавал европейским коллегам-учёным бесплатно. Лишь под самый конец своей «просветительской миссии» профессор из Лейпцига отважился продать остатки манускриптов саксонскому курфюрсту. И всем Маттеи говорил, что добыл эти рукописи «во внутренних областях России». И «просвещённые» умы Европы верили. Так что Маттеи был скорее идейным вором. Он говорил, что «Россия принадлежит русским, а её произведения — всему миру». Впрочем, эта фраза стала пророческой. Уже после смерти Маттеи русские писатели заняли центральное место в мировой литературе.
Как-то в Европе рукопись из Синодальной библиотеки, украденная Маттеи, попала в руки и показалась знакомой Николаю Карамзину. Он сразу предположил, что саксонский профессор был нечист на руку. Полностью же непоправимый ущерб, нанесённый стране, был оценен и признан лишь спустя 100 лет после смерти «просветителя».
Откуда была в России античная литература?
Читатель задаст логичный вопрос о том, откуда в России античная литература. Источников было несколько. Во-первых, это манускрипты, которые привезли с собой бежавшие от турецких гонений греки. Во-вторых, это книги, которые привозили с собой греческие священнослужители. Но не только ими одними пополнялась Синодальная библиотека. Русские книжники предпринимали целые миссии для обретения ценных источников по самым разным дисциплинам. Например, из одной такой миссии порядка 600 томов привёз с собой с Афона иеромонах Арсений Суханов. А ещё немалую часть коллекции составляла библиотека Митрополита Ростовского Димитрия. Многие вещи, оказавшиеся в России, были куплены за большие деньги и далеко не случайны. Так что можно точно сказать, что масон Маттеи просветил Европу за счёт русских людей.