30 января исполнится 100 лет со дня рождения легендарного мастера комедии Леонида Гайдая. Его работы стали классикой отечественного кино ещё при жизни. Раскроем пять главных секретов, благодаря которым работы мэтра до сих пор любимы зрителям.
Музыка и звуки подчас важнее картинки
Даже беглого взгляда на фильмы Леонида Гайдая достаточно, чтобы понять, что музыка и звуки в его комедиях синхронизированы, и многие шутки завязаны именно на этой химии звуков. В фильмах Гайдая люди могут есть яблоки со звуком хруста свежего снега, а чихать утрированно громко. Маленький комнатный вентилятор в киноновелле «Наваждение» шумит, как завывающий северный ветер, а удар Бывалого головой о ведро звучит так, как будто кто-то ударил в большой колокол.
В общем, музыка и звуки в комедиях Гайдая играют столь же важную роль, как картинки. Попробуйте посмотреть фильмы режиссёра без звука, и поймёте, насколько это важный эффект.
Многое позаимствовал из немого кино
Первый знаковый фильм Леонида Гайдая, заставивший хохотать весь Советский Союз — «Пёс Барбос и необычайный кросс» — стал настоящим возрождением немого кино на советских экранах. В этой картине в первую очередь важны мимика и жесты персонажей. А их фабула из приключений и действия совершенно очевидны без слов. В этом плане Гайдай продолжает традицию таких советских авангардных фильмов как «Приключение мистера Веста в стране большевиков».
Герой — отражение эпохи
Главный сквозной герой лучших фильмов Леонида Гайдая — студент и инженер Шурик. Этот герой в исполнении Александра Демьяненко стал настоящим отражением эпохи. В первых фильмах он романтик, искатель правды, настоящий человек 60-х. Щуплый студент в очках наказывает через хитрость огромного хулигана Верзилу, меняет профессии, влюбляется и ходит в горы. В 70-е это уже разочаровавший в оттепельных идеалах житель большого города, который уходит в грёзы после бытовой травмы.
Диктатор
Известно, что на съемочной площадке у Леонида Гайдая всегда был строжайший порядок. Правда, в этом плане режиссёр мало отличался от других деятелей кино своей эпохи. Мало того, Гайдай даже запрещал актёрам смеяться над сценарными шутками. Юмор не должен расплёскиваться впустую, верил мастер.
Не такой, каким его представляли
Гайдая всегда считали юморным и забавным человеком, который идёт с шуткой по жизни. На самом деле, по воспоминаниям родных и близких режиссёра, в жизни он был редкостным занудой. Сложно себе представить, что самые смешные фильмы страны снял человек без бытового чувства юмора. Тем не менее это так.