Наверняка вы обращали внимание на то, что раньше техника и предметы обихода были качественнее и меньше ломались. Оказывается, это происходит не случайно. Производители вступили в глобальный сговор, чтобы превратить вещи в "бомбы замедленного действия".
Привет из 30-х
Изначально все вещи в мире выпускались исключительно в результате ручного труда. Стоили они больших денег, а ремесленники, делавшие их, были заинтересованы в качестве своей продукции. Плохой товар, который не будет служить многие годы, никто покупать бы не стал. Всё изменилось с приходом с мир конвейерной системы. Выпускаемые массово вещи стали доступны большему количеству потребителей. Но и качество таких предметов сразу резко снизилось. Ведь достаточно одной ошибки на линии, как в брак идёт целая партия чайников или кастрюль.
Этот принцип очень хорошо поняли американский специалист по рекламе Эрнест Клемо Калкинс и продавец недвижимости Бернард Лондон. В начале 1930-х годов они предложили миру теорию «запланированного устаревания» и даже направили в правительство США законопроект об искусственном ограничении срока службы товаров. Понять их совсем не сложно. Американская экономика находилась в состоянии глубочайшей депрессии, и если не поддерживать хотя бы искусственным образом покупательский спрос, мощный производственный конвейер мировой промышленности пришлось бы остановить. А этом повлекло бы за собой ещё большие проблемы для зарождавшейся мировой экономики.
Предлагая свой законопроект, Калкинс и Лондон даже не подозревали, что их иннованционная идея уже давно придумана и вовсю работает в одном из видов индустрии. Ещё в 1924 году три крупнейшие фирмы по производству лампочек накаливания сговорились производить товары со сроком службы не более 1000 часов. Это не только подогрело покупательский спрос на продукцию, но и значительно её удешевило. В самом деле, лучше зарабатывать понемногу, но регулярно, чем много, но один раз. Отметим, что две из трёх этих фирм стали крупными глобальными концернами. При этом одна до сих пор выпускает лампочки, а вторая стала лидером мировой индустрии детских товаров и hi-fi-техники, выдвигающих свои правила на рынке.
Современные наследники
Сегодня у фирм из 30-х есть свои наследники, программирующие предметы на устаревание. В первую очередь это касается любого производителей смартфонов и компьютерной техники. После ряда обновлений софта они просто перестают быть актуальными, что вынуждает пользователей снова идти в магазин за новым гаджетом.
Ещё более интересный путь выбрали компании Apple и Tesla. Они не просто делают свои вещи временными, но и запрещают их ремонтировать. И тут уже вступает в силу идея зарабатывать регулярно и много. Так что идеи из 30-х годов XX века до сих пор актуальны и продолжают набирать силу, обрастая всё новыми особенностями.