Мы завершаем обзор рейтинга лучших сериалов XXI века по версии русских зрителей. В завершающей части списка представлены первые 10 позиций хит-парада.
Подошло к логическому завершению длительное путешествие по рейтингу сериальных предпочтений русского зрителя XXI века. Данный рейтинг основан на опросе отечественных кинолюбителей и представителей индустрии, проведённом порталом «Кинопоиск». Участники проекта выбирали лучшие сериалы, увидевшие свет в наступившем столетии.
Предыдущие части рейтинга:
Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвёртая
Часть пятая
Часть шестая
Часть седьмая
Часть восьмая
Часть девятая.
И вот, наконец, первая десятка хит-парада. Лучшие из лучших на ТВ за последние 22 с половиной года. Во всяком случае так решили те, к кому посчитал нужным обратиться «Кинопоиск».
10-е место — «Дрянь» (2016-2019, Великобритания) — 2 сезона и 12 серий. Казалось бы, как может столь ничтожный по продолжительности сериал занимать столь высокое место, обойдя проекты, уже считающиеся классическими? Разгадка в том, что история жительницы современного Лондона по прозвищу Дрянь представляет собой воплощение идеала, который навязывает современной молодёжи западная массовая культура. Новому поколению сначала внушили, что «круто» и «модно» быть эгоистичным, зацикленным на своих слабостях, отрицающим все авторитеты и не признающим ничего святого в буквальном и переносном смыслах. А потом представили экранного персонажа, который в наибольшей степени соответствует этому типажу. Такая вот искусственно выведенная «героиня нашего времени».
В главной роли — Фиби Уоллер-Бридж.
9-е место — «Наследники» (2018 — по настоящее время, США, Великобритания) — совместный проект, в который британцы вложились творческой составляющей, а американцы — деньгами и частью актёрского состава. По сюжетной сути «Наследники» мыльная опера на тему делёжки шкуры неубитого медведя. То бишь внутрисемейных интриг вокруг наследства пока ещё живого миллиардера. Но тем и сильна английская драматургическая школа, что даже банальные сюжеты способна превращать в эмоциональное и психологическое противостояние (с интеллектуальной частью дела похуже). «Наследники» — первоклассное зрелище, правда, совершенно лишённое хотя бы одного луча света в тёмном царстве.
В главных ролях — Брайан Кокс, Киран Калкин, Мэттью Макфэдден, Сара Снук, Джереми Стронг и другие.
8-е место — «Прослушка» (2002-2008, США) — сериал, величие которого подчёркивается его совершенной неуместностью. Пожалуй, единственный американский сериал, который по структуре и содержанию можно сравнить с эпохальным литературным романом. «Прослушка» — это как «Тихий Дон» Шолохова, только в Америке, на ТВ и про полицейских. Сериал рассказывает о работе полиции города Балтимор, штат Мэриленд, и каждый сезон раскрывает деятельность правоохранителей в одной из сфер жизни (наркоторговля, СМИ, порт). Созданный с виртуозным знанием не только процессуально-технических деталей полицейской службы, но и с пониманием «правды жизни», сериал раскрывает свой истинный характер постепенно. «Прослушка» подобна не только роману-эпосу, но и монументальной живописи, которая вблизи кажется месивом разноцветных клякс, но с расстояния десятков метров превращается в захватывающую картину.
В главных ролях — Доминик Уэст, Лэнс Реддик, Соня Гон, Сет Гиллиам и другие.
7-е место — «Безумцы» (2007-2015, США) — проект, повествующий об американской рекламной индустрии 1960-х годов, по амбициозному замыслу ближе всех приблизился к «Прослушке». Сериал про рекламщиков в итоге уступил сериалу про копов (то, что «Безумцы» находятся выше в рейтинге, лишь следствие более красочной «картинки»), но не слишком много. Действие проекта растянуто на знаковое для США десятилетие, 1960-е годы. Время, вместившее в себя утверждение «культа телевидения» и оформление «культуры потребления» (характерен выбор рекламщиков в качестве персонажей), борьбу за права афроамериканцев, победу «сексуальной революции» и поп-культуры. Всё это «Безумцы» стараются показать, упаковав в яркую обёртку беспутной жизни «продавцов воздуха».
В главных ролях — Джон Хэмм, Элизабет Мосс, Винсент Картайзер, Кристина Хендрикс и другие.
6-е место — «Фарго» (2014-2020, США) — состоящий из пяти частей сериал-антология, первый сезон которого основан на одноимённом фильме братьев Коэн 1996 года. Своими сюжетами и персонажами сезоны не связаны друг с другом (за некоторыми исключениями), роднит же их настроение и тема. «Фарго» — это абсурдное, наивное и жестокое путешествие в тайны провинциальной Америки. То, что началось как «шутка чёрного юмора» на тему незадачливого клерка, убившего опостылевшую жену, превратилось в гоголевско-чеховское исследование американской души. И в качестве камертона этой мелодии создатели сериала удачно выбрали братьев Коэн, которые единственные в американском кино могут претендовать на созвучие Гоголю и Чехову.
5-е место — «Настоящий детектив» (2014 — по настоящее время, США) — классический пример сериала-паровоза, когда великий стартовый сезон тянет за собой прицепом либо провальные, либо подражательные сезоны. Первая часть, сосредоточенная на поисках серийного убийцы (или убийц? или целого культа?..) в болотах Луизианы, стала откровением для зрителей. Безукоризненное сочетание эстетики «южной готики» (специфический американский литературный жанр) с канонами нуара при роскошном актёрском дуэте Мэттью Макконахи и Вуди Харрельсона и добавлением пусть примитивной, но всё-таки метафизической философии. Последующие три сезона, даже относительно неплохой третий, сериала-антологии можно не вспоминать. Продюсеры могут клепать под брендом «Настоящий детектив» ещё сколько угодно поделок, но в знак уважения к первому сезону проект будут по-прежнему высоко котировать.
4-е место — «Твин Пикс: Возвращение» (2017, США) — третье и завершающее путешествие в созданную Дэвидом Линчем мифическую реальность оригинального сериала «Твин Пикс» 1990 года. Режиссёр и сценарист представил публике героев, связанных с вымышленным городком Твин Пикс, которые прошли путь в четверть века. Дэвид Линч — это талантливый человек с оригинальным мышлением и тонким вкусом, создающий кино и сериалы исключительно для себя и понятные только ему. Учитывая это, восторженное восприятие нового/последнего «Твин Пикса» можно объяснить лишь искренним стремлением общественности не ударить в грязь лицом и показать себя истинными знатоками кино. Хотя, даже если честно признаться, что в «Твин Пиксе» ничего не понятно, сериал не станет от этого менее занятным.
В главной роли — Кайл Маклахлен.
3-е место — «Чернобыль» (2019, США, Великобритания) — очевидно, почему 5-серийный мини-сериал высоко котируется отечественными кинолюбителями. Вдобавок к тому, что это действительно первоклассное драматическое действие, основанное на реальной аварии на Чернобыльской АЭС, кинообщественности России чрезвычайно льстит, что западные телепрофессионалы обратили на нашу историю своё внимание. Так что третье место «Чернобыля» в списке — это признание не столько достоинств сериала, сколько собственных «провинциальных» комплексов: «Ого! Про нас сериал в Голливуде сняли! Круто!». Сам проект отличается высоким профессиональным уровнем (в первую очередь режиссуры и актёрских работ). Хотя по своему посылу это всё та же русофобская пропаганда, только замаскированная и талантливая, — «вот что получается, когда русским варварам в руки попадает что-нибудь опасное».
В главных ролях — Джаред Харрис, Стеллан Скарсгард, Эмили Уотсон, Пол Риттер и другие.
2-е место — «Игра престолов» (2011-2019, США, Великобритания) — вне конкуренции самый обсуждаемый и раскрученный сериал XXI столетия. Однако вопрос о его качестве всегда будет дискуссионным. Экранизация ещё не законченного фэнтезийного эпоса Джорджа Мартина получилась масштабной и красочной, но скудной по внутреннему содержанию. Пока проект придерживался литературной основы, которая, в свою очередь, является сказочным осмыслением средневековых феодальных дрязг в Британии, мелодраматические страсти и политические интриги смотрелись бодро. Когда же создатели сериала отправились в свободное плавание (у Мартина закончились написанные книги), начались метания между дешёвым пафосом и логическими провалами. От финального восьмого сезона плюются даже поклонники сериала. Но как поп-культурное явление «Игра престолов», без сомнения, явление историческое.
В главных ролях — Кит Харрингтон, Эмилия Кларк, Питер Динклейдж, Николай Костер-Вальдау, Мэйси Уильямс, Софи Тёрнер, Лина Хиди.
1-е место — «Во все тяжкие» (2008-2013, США) — сериал, творческие достоинства которого столь неоспоримы, что подавляющее большинство зрителей непременно поставят его минимум в тройку лучших проектов века. Школьный учитель химии Уолтер Уайт получил смертельный онкологический диагноз и решил перед скорой смертью заработать максимум денег для своей семьи с помощью производства и продажи синтетических наркотиков. Эта история напомнила телезрителям, что такое настоящее искусство. Что вечная проблема нравственного выбора может быть захватывающей, интересной и вызывать настоящее сопереживание. И для этого не нужно ни спекуляций на «гендерной повестке», ни манипуляций с сюжетом («убьём главного героя в середине проекта — вот все обалдеют!»), ни эстетических провокаций. Просто ещё раз попробуйте осилить один из вечных вопросов. Хотя авторам сказочно повезло — они нашли на главную роль великого актёра Брайана Крэнстона, который по-настоящему раскрылся в этом образе уже после 50. Ну, так без везения ничего великого и не создаётся.