Раненые орки и женщины с бородой. На что пошли авторы фильма "Властелин колец: Возвращение короля" — выкручиваться приходилось буквально на ходу.
«Возвращение короля» – завершающий фильм эпохальной кинотрилогии Питера Джексона по романам Толкиена «Властелин колец». Картина, вышедшая в прокат в декабре 2003 года, стала подлинным триумфом. Заработав свыше 1,1 миллиарда долларов, фильм стал рекордсменом премии «Оскар» по количеству полученных наград (11 статуэток – повторение достижения лент «Бен Гур» и «Титаник»).
При этом на съёмках грандиозного голливудского фильма создателям приходилось порой проявлять изрядную находчивость, которую не купишь ни за какие деньги американских продюсеров. Одним из поводов для проявления местной смекалки (картину создавали в Новой Зеландии) стали съёмки центрального события фильма – битвы между силами добра и зла на Пеленнорских полях у стен Минас Тирита.
О русском следе в другой экранизации Толкиена, фильме «Хоббит», читайте в рубрике Царьграда «Киномарафон».
Эпизод снимали в окрестностях города Твайзел, где нашлась подходящая «натура». Чего не нашлось, так это достаточного количества статистов для изображения на экране полчищ орков и войска людей, воинов Рохана.
Особые проблемы вызвал «набор» в армию орков – статистам необходимо было облачаться в тяжёлые костюмы и в душный резиновый грим. Проводить по несколько часов на открытом солнце в таких условиях желающих обнаружилось немного. В итоге из запланированных тысячи статистов-орков набралось едва ли 400, и тех пришлось в буквальном смысле наскрести среди местных жителей.
При этом жаркая погода и специфический грим привели к многочисленным обморокам статистов прямо во время съёмок. Выход нашли простой – делали дырки в резиновой «коже орков» для обеспечения хоть какой-нибудь вентиляции. А чтобы отверстия не были заметны на плёнке, их перематывали тряпками – так в фильме появилось множество раненных и наспех перевязанных орков.
Набор статистов на роль людей-всадников тоже не обошёлся без приключений. Продюсеры «Возвращения короля» рассчитывали на многочисленных фермеров Новой Зеландии, которых предполагалось нанять вместе с лошадьми, облачить в доспехи – и вот вам нужное число опытных наездников. Чего авторы не учли, так это времени съёмок, которые совпали с сезоном фермерских работ.
В итоге, пока их отцы, братья и сыновья убирали урожай, сниматься в кино отправились женщины. Благодаря этому значительная часть всадников Рохана в фильме – это скрывшиеся под париками, шлемами и накладными бородами наездницы разного возраста. Магия кино.