Спустя год после начала спецоперации из России началась вторая волна массового исхода западного бизнеса. На этот раз страну решили покинуть те компании, которым без зазрения совести можно сказать: "Скатертью дорожка".
О планах покинуть Россию заявили сразу две компании, производящие далеко не самую полезную продукцию. Это датская компания Carlsberg и американская Phillip Morris. Причём если с датским пенным гигантом всё понятно – продажа бизнеса и до свидания, то с американцами всё сложнее. Вроде бы как дымящий гигант готов расстаться со своими двумя фабриками в России, но сделает он это лишь тогда, когда получит соответствующее предложение. Пока продать прибыльный бизнес в России не получается. В такой ситуации Phillip Morris решила, что лучше остаться, чем терять в деньгах. В конце концов, это не та компания, которая будет дорожить своим статусом и именем на Западе. Да и в России.
Покидают России и компании поменьше. Но основной тренд всё же положительный. Многие западные производители в России остались. Продукцию других фирм, которые массово покидали нашу страну в прошлом году, можно купить в различных магазинах, завозящих товары по параллельному импорту. Важную роль в этой ситуации играет тот факт, что многое из западного ширпотреба делается в Китае, потому проблем с поставками особо не наблюдается. Пекин и Россия сейчас на одной политической волне.
Есть и обратное направление. Уходя, казалось бы, раз и навсегда, западные компании оставляют двери приоткрытыми. И в них стремительно врываются новые игроки. Как, например, одна белорусская фирма стремительно зашла на месте ушедшей шведской IKEA. И ладно если бы схожесть фирм заканчивалась общей концепцией и цветовой гаммой, так ещё и русским обещают идентичные товары, сделанные на тех же фабриках и по тем же ценам. Учитывая, что концепция магазина стандартизированных товаров для дома не так проста, как кажется обывателю, остаётся разумный вопрос: а уж не сама ли IKEA решила вернуться в нашу страну под другим именем? Или это просто совпадение?