Скорее всего, в 2023-м году шведу Рубену Эстлунду не удалось бы снять фильм "Форс-мажор". Слишком уж грустную правду он рассказывает о том, чего хочет и чего боится современная западная женщина.
Человечество, в первую очередь западное, пришло к такому состоянию, когда честное обозначение чёрного и белого воспринимается как небывалая смелость, как духовный подвиг, как пророчество.
Именно такое звучание имеет шведский фильм Рубена Эстлунда «Форс-мажор» (2014). Режиссёр вряд ли ставил перед собой задачу воздействия на зрителя скрытыми христианскими смыслами. Однако в современном безбожном обществе достаточно показать неприкрытой ложь «толерантности», чтобы это воспринималось как проповедь необходимости возвращения к традиционным ценностям. Особенно когда это касается столь болезненной для нынешнего Запада женской темы.
Сюжет «Форс-мажора»: семья шведов (не путать с пресловутой «шведской семьёй») – папа, мама, дочь и сын – проводят отпуск на горнолыжном курорте. Во время завтрака на крыше отеля со склонов гор сошла управляемая лавина, которая, как всем показалось, двигалась прямо на ресторан. Туристов накрыла не лавина, а снежная пыль от неё – вот только папа уже в панике сбежал, бросив жену и детей. Стоит ли ему удивляться, что теперь они смотрят на него другими глазами?..
Язык не поворачивается назвать «Форс-мажор» женским кино – тем не менее, фильм затронет струны в первую очередь женской души и омрачит тяжёлыми думами женские лица. Обычно под «женским кино» принято подразумевать тот вид кинематографа, над которым можно не думать, но непременно нужно любоваться, умиляться и над чем-то повсхлипывать.
«Форс-мажор» весьма далёк от данной характеристики. Это драма в равной степени психологическая и социальная. А её центральный вопрос: остались ли настоящие мужчины и какими качествами они должны обладать?
В данном случае нас интересует прежде всего социальный характер картины. А он заключается в том, что, пожалуй, это первый фильм современного западного кинематографа (после провокационных картин Ларса фон Триера), в котором отчётливо, иронично и открыто продемонстрирован крах идеи феминизма как одного из столпов западной цивилизации.
Режиссёр с помощью актёров демонстрирует все «прелести» семейных отношений, построенных на базе феминизма.
Зазомбированные телевидением, Интернетом и гаджетами дети, совершенно отмороженные (и пребывание на горнолыжном курорте здесь не при чём), лишённые живых эмоций, прорывающихся лишь в самых экстренных случаях, ставящие себя в центр семьи и помыкающие родителями.
Мужчины, давно забывшие статус главы семьи, утратившие самостоятельность, навык принятия на себя ответственности и предпочитающие вместо решения проблемы забалтывать её толерантной риторикой, напичканной заимствованной из книг по психоанализу ерундой.
Женщины, среди которых любая, кто хотя бы старается придерживаться традиционных семейных ценностей, выглядит даже не белой, а уже зелёной вороной. Ныне в тренде свободные отношения, когда супруги выполняют формальный минимум обязанностей. При этом живут «свободной личной жизнью», а свою заботу о детях ограничивают набором «сыты, обуты, в частную школу определены».
«Форс-мажор» показывает, как всё это приводит к катастрофе – поколения мужчин теряют мужские качества и приобретают женские, а женщины теряют женственность и остаются в результате ни с чем.
Причём Рубен Эстлунд показывает это без арт-хаусного снобизма, без дешёвой игры в философствование и морализаторство. «Форс-мажор» интересно смотреть с момента ключевой коллизии и на протяжении всего оставшегося повествования. Не только как психологический детектив, ведущий к разгадке, что станется с отдельно взятой семьёй главных героев. Но и как талантливый художественный диагноз такого состояния семьи и положения женщины, с которым нужно бороться во чтобы ни стало.
О других духовных (и не только) угрозах человечеству в нехристианском фильме с христианскими смыслами «Сквозь снег» читайте в специальной рубрике Царьграда.