"Москва слезам не верит" — фильм с мужским характером и женским сердцем. Неожиданный секрет создания классической женской истории.
Фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» — одна из самых противоречивых картин в истории советского кино.
С одной стороны, это классическая история о любви и трудной женской жизни, рассказанная простым и честным киноязыком, с понятными и близкими аудитории героями. Не зря в СССР ленту посмотрели свыше 84 миллионов зрителей. Ну и статус лауреата премии «Оскар», конечно, придаёт авторитетности.
С другой стороны, с момента премьеры фильма, состоявшейся в феврале 1980 года, и по сей день не смолкают голоса, обвиняющие картину «Москва слезам не верит» в банальности. Мол, это обычная мелодрама, типичная «мыльная опера» советского образца с элементами производственной романтики и героизма.
Однако зритель выбирает любимые фильмы не благодаря, а зачастую вопреки мнениям экспертов и нападкам критиков. И «Москва слезам не верит» справедливо считается одной из лучших отечественных кинолент о женской судьбе.
Об особенностях создания другой отечественной картины, многосерийного телефильма «Азазель», читайте в материале рубрики Царьграда «Киномарафон».
Поэтому вдвойне удивительно, что родился сценарий этой классической картины как рассказ о судьбе мужчины-провинциала, приехавшего искать своё место в столице. Сценарист Валентин Черных написал историю о себе.
Сам он был из Пскова, где родился в обычной семье и первоначально выбрал рабочую стезю. И даже успел потрудиться сборщиком на судостроительном заводе. Однако литературные способности дали о себе знать, и Черных отправился в Москву. Здесь он, поступив на сценарный факультет ВГИКа, с большим трудом вписался в столичную жизнь — без знакомств, без связей, с пресловутым «квартирным вопросом» на шее.
Затем Черных женился на москвичке, однако комплекс «приезжего», да ещё и бедного студента, ещё долго не оставлял сценариста. Собственно, в качестве терапевтического средства борьбы с этим комплексом он и написал сценарий под названием «Дважды солгавшая». Черных сразу понял, что главная героиня должна быть женщиной — так получится достовернее показать трудности адаптации к московской жизни. Да и симпатию зрителей легче завоевать женскому персонажу.
Однако и собственные мужские черты Валентин Черных тоже включил в сюжет. Очевидно, что образованный слесарь Гоша — это в некоторой степени портрет самого сценариста, человека рабочей специальности, категорически не соответствовавшего стереотипу «обычного работяги».
Сложно судить, каким бы получился фильм, если бы сценарий Черных был экранизирован дословно. Однако режиссёр Владимир Меньшов внёс много правок и изменений. Благодаря этому итоговая картина сохранила свой мужественный характер, но приобрела женское сердце.