На фоне кинематографа современного Запада, утратившего последние намёки на искусство и превратившегося в пропаганду "толерантности", остаётся лишь вспоминать о былом великом западном кино. Таком, как фильм "Голгофа".
В прошедшие выходные церемония премии «Оскар» наглядно продемонстрировала: великое западное кино, основанное на христианских смыслах и символах, умерло.
Но вместо того чтобы унывать, вспомним о том, что великое кино Запада всё-таки было, причём относительно недавно. Доказательство — ирландская картина Джона Майкла Макдонаха «Голгофа» (2014).
Главный герой фильма — отец Джеймс, католический священник одного из ирландских городков. На воскресной исповеди один из прихожан признался священнику, что через неделю убьёт его. Аноним ничего не имеет лично против отца Джеймса, но хочет так отомстить за детские обиды всей Католической церкви. Отец Джеймс не предпринимает ничего, чтобы помешать злоумышленнику, хотя догадывается, кто это. Священник использует оставшиеся дни, чтобы внимательно присмотреться к тем, кому он пытался привить веру и наставить на путь истинный.
Сложно найти киноленту более пессимистическую, нежели «Голгофа». Наблюдение за жизнью ирландского захолустья, отображающего современный Запад в целом, показывает: в жизни современного «цивилизованного» человека нет ничего настоящего. Не осталось совести, лишь рудиментарные остатки, да и их люди анестезируют с помощью алкоголя, наркотиков и прочих прелестей XXI века. Нет раскаяния в совершённых грехах — одно лишь атавистическое инстинктивное ощущение, что после всякого злодейства вроде как должно быть раскаяние. Нет любви не то что к ближнему, но и к самому себе — люди живут бездарно и глупо, словно наблюдая свою биопластмассовую жизнь со стороны.
О другом талантливом кинонаблюдении за утратившей традиционные ценности, а с ними смысл и цель существования западной цивилизацией в фильме Рубена Эстлунда «Форс-мажор», читайте в рубрике Царьграда «Киномарафон».
Вся эта реальность, историческими своими корнями имеющая западное христианство, заставляет вспомнить слова Господа Иисуса Христа, сказанные иудеям незадолго до Голгофы: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф., 23:38).
Израиль времён Пришествия Спасителя внешне готовился к приходу Мессии, но внутренне не хотел быть с Богом, отказался от этой встречи. Вот и нынешний Запад, выросший из симбиоза античной цивилизации и христианства, отказался от Христа. И всё, что главный герой фильма «Голгофа», католический священник, видит вокруг, — пустота оставленного Богом пространства человеческих душ.
Но вместе с тем сложно найти среди современных фильмов более оптимистический, нежели «Голгофа». Зритель продирается сквозь череду озлобленных и мелких людей, не способных ни на что значительное, к главной мысли. Выражает её отец Джеймс: «Слишком часто говорят о грехах и недостаточно о добродетелях. Какая из них главная? Умение прощать серьёзно недооценивают».
Главный герой, к которому зритель изначально относится с жалостливой симпатией, в жалости не нуждается. Потому что отец Джеймс живёт среди той самой «мерзости запустения», которая наступит перед самым концом (Мф., 24:14-16).
Примитивно-безбожное сознание воспринимает «конец света» в духе дешёвых, пусть и имеющих солидный бюджет апокалиптических голливудских страшилок — астероиды, извергающиеся вулканы, гигантские цунами и прочее. Для христианского сознания конец — это встреча с Христом, преодоление мира, неподвластного исправлению человеческими силами, и вхождение в Царство Небесное.
Отец Джеймс идёт своим непростым, извилистым и тернистым путём, через свою Голгофу в Царство. А фильм «Голгофа» демонстрирует нам парадоксальный характер христианского мировоззрения: когда вокруг всё плохо, когда тьма сгущается до непроглядности, нужно найти в себе силы прощать. Прощение порождает надежду на Бога — и в конце Он придёт, и с Ним придёт вечность.