Главная / Политика / Трудное начало, зрительский триумф, несостоявшееся продолжение. История фильма «Пираты XX века»

Трудное начало, зрительский триумф, несостоявшееся продолжение. История фильма «Пираты XX века»

Трудное начало, зрительский триумф, несостоявшееся продолжение. История фильма "Пираты XX века" — самой популярной (по числу билетов) картины в истории отечественного кино.

Вышедший в прокате 1 января 2023 года фильм «Чебурашка» стал самым кассовым кинопроектом в истории России. Картина заработала в кинотеатрах 6,7 миллиардов рублей – безоговорочный рекорд с большим отрывом.

Однако по другому показателю «Чебурашка» далёк от лучших советских фильмов. Полнометражную версию приключений волшебного таинственного зверька посмотрели 32 миллиона 300 тысяч зрителей. А самый популярный фильм в истории советского проката привлёк в залы кинотеатров около 88 миллионов человек.

О перипетиях создания другого культового отечественного фильма, «Москва слезам не верит», читайте в рубрике Царьграда «Киномарафон».

Первый «боевик» отечественного кино

В 1980 году такого феноменального результата сумела добиться остросюжетная лента Бориса Дурова «Пираты XX века» (с учётом последующих показов к 1991 году аудитория выросла до 120 миллионов). История о захвате советского грузового суда пиратами в водах близ Филиппин стала первым отечественным «боевиком». Неудивительно, что посмотреть на подвиги бравого старшего механика Сергея в брутальном исполнении Николая Ерёменко-младшего по несколько раз бегали многие мальчишки.

Однако перед историей настоящего триумфа чуть было не разыгралась история полного провала.

Сложности со сценарием

Сначала создатели фильма никак не могли утвердить сценарий в соответствующих государственно-партийных инстанциях. Сюжет был основан на реальном происшествии с итальянским судном, перевозившем уран. Однако «радиоактивный след» из фильма чиновники сразу приказали исключить. СССР позиционировал себя как гаранта мира и лишнее указание на ядерную тему было нежелательным.

Взамен сценаристы выбрали наиболее логичный вариант – опиум, который закупили для фармакологического производства, оказался лакомой целью для наркоторговцев. И этот вариант не сразу убедил начальство – усмотрели «пропаганду» наркотиков. В итоге опиум всё-таки остался в фильме, сценарий был утверждён.

Непростая премьера, несостоявшееся продолжение

В 1979 году картина была готова. Но на стадии утверждения фильма опять возникли сложности.

Картина была снята на Киностудии имени Горького, которая специализировалась на лентах для детей и юношества. Поэтому утверждение проектов студии проходило в ЦК ВЛКСМ. Комсомольские руководители после закрытого показа «Пиратов XX века» посчитали картину, с одной стороны, слишком легкомысленной (никакого идеологического содержания). С другой – чересчур тяжёлой (сцены насилия) и неподходящей для целевой аудитории.

Фильму грозило помещение в архив, «на полку». Но каким-то образом «Пираты XX века» попали на частный кинопросмотр к Леониду Брежневу, генсеку ЦК КПСС. Руководитель партии остался в восторге от бодрого динамичного повествования и дал «добро» на премьеру по высшей прокатной категории (с максимальным количеством прокатных копий).

Успех фильма тут же породил стремление снять продолжение, в современных терминах – сиквел. Несколько лет разрабатывали сценарий, который тоже привязали к Юго-Восточной Азии и пиратской теме. Но итоговый вариант категорически не понравился Николаю Ерёменко, отказавшемуся сниматься. Сюжет полностью изменили под новых героев – в результате получился самостоятельный фильм «Тайны мадам Вонг» (1986).