Почему фильм Жан-Марка Валле о духовном пробуждении называется "Разрушение", что такое разбор души до последнего "винтика" и при чём тут шоколадные драже.
Фильм «Разрушение» канадского режиссёра Жан-Марка Валле (2015) начинается с кадров автокатастрофы, в которую попали молодые супруги Дэвис и Джулия. Она гибнет, на нём пара царапин. После известия о смерти жены герой пытается в холле больницы утолить голод пачкой шоколадных драже из торгового автомата, однако вредная машина, «съев» деньги, не выдала требуемое. Дэвис пишет письмо-жалобу в компанию, владеющую автоматом, — и неожиданно оно превращается в исповедь.
Дэвис заново открывает свою жизнь, пытаясь определить, почему и что пошло не так, когда они с женой разлюбили друг друга и что теперь делать. Дэвис получает странный ответ на свои послания, а в себе открывает неожиданную страсть разбирать все механизмы, устройства и изделия, встречающиеся на его пути.
«Разрушение» — это эскиз с того же пугающе-завораживающего пейзажа современной западной жизни, что изображён в «Бойцовском клубе» Дэвида Финчера. Да, выполнены эти картины в разных техниках и разными средствами (условно говоря, Финчер «рисовал» углём и тушью, а Валле — пастелью).
Но реальность вокруг главных героев одна: нагромождение пустых идеалов, фарисейских правил приличия, иерархия ложных ценностей, дефицит человеческого общения, обделённость настоящей любовью. Однако герои «Бойцовского клуба» усматривали внешнюю первопричину, искали её в окружающей действительности и потому стремились разрушить существующую систему.
Главный герой «Разрушения» подсознательно ощущает, что причина не внешняя, а внутренняя, в нём самом. Значит, чтобы понять, что именно не так в его жизни, ему нужно её разрушить и добраться до базового уровня «комплектации». Слово «разрушение» в названии фильма уместнее заменить словом «разбор»: Дэвис не столько разрушает, сколько разбирает жизнь и личность по запчастям, реагируя на поломку, ставшую очевидной после гибели жены.
И в этой главной интуиции всего повествования герой и режиссёр удивительно созвучны христианскому пониманию источника всех бед человечества и человека. Того самого внутреннего источника, о печальном действии которого горестно вздыхал апостол Павел:
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим., 7:15-15).
Грех — это внутренняя характеристика человека после ужасной катастрофы, приведшей к нарушению общения с Богом и изгнанию из рая. И поэтому никакие внешние действия, даже при сочетании самых благих побуждений с самыми радикальными шагами, не позволят уничтожить источник зла и рождённые им беды.
В этом ошибка персонажей «Бойцовского клуба», в этом коренное заблуждение всех революционеров и мечтателей о «светлом земном будущем». Подобные грёзы рано или поздно ведут к желанию поскорее привести неразумное человечество «к счастью», а вести в итоге приходится «железной рукой».
Дэвис, главный герой «Разрушения», избежал этой ошибки, заплатив дорогую цену за возможность осознать первопричину своих бед. Фильм максимально близко подходит к следующему, подлинно христианскому смыслу.
К тому, о чём говорит тот же апостол Павел:
Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились… Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним… Почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим., 6:3, 8, 11).
Обнаружив, опознав и осознав грех в самом себе, человек может спастись, только сделав следующее волевое усилие — обрести свободу от своей греховной и смертной природы через Распятого и Воскресшего Иисуса Христа. И получить жизнь вечную.
Фильм Жан-Марка Валле «Разрушение» не показывает этого решающего шага, останавливаясь на важном, но недостаточном достижении. Впрочем, финал картины не лишает зрителя надежды, что главный герой может сделать тот самый шаг. Верим в лучшее — обязательно сделает.
О фильмах «Игры дьявола» и «Виновный», показывающих разные исходы борьбы человека за свою душу, читайте в рубрике Царьграда «Киномарафон».