Тайна старинных славянских рушников раскрыта. Наконец удалось понять, почему на тканях появлялись лишние слоги и странные буквы.
Вышивка появилась на Руси в VIII-IX веках. Рушник вскоре стал важным элементом культуры. На длинные домотканые полотнища из конопляной или льняной ткани наносили орнаменты, символы и даже целые сюжеты. В каждом уезде – свои традиции вышивки. Хозяйка дома изготавливала новый рушник для каждого значимого события – рождения ребёнка, свадьбы, возвращения героя с войны.
Длина полотнища – от трёх до пяти метров, ширина – 35-40 сантиметров. Две три занимала вышивка.
Сотрудники государственного музея-заповедника «Куликово поле». Одни рушники изготавливались для украшения избы, другие – предназначались в подарок. В идеале рисунок на лицевой и изнаночной сторонах должен был быть идентичным.
К XIX веку такие полотнища перестали иметь сакральное значение. Примерно с того же времени на них стали появляться надписи. Долгие годы исследователи не могли разгадать тайну: почему слова написаны с ошибками, откуда лишние слоги и странные буквы, например, написанные зеркально.
Оказалось, объяснение достаточно простое. Для мастериц это были не надписи, а просто часть картинки. Многие вышивальщицы не умели читать и писать, а потому нередко допускали ошибки. Иногда приходилось сокращать или удлинять слова, если их расположение неудобное или нужно было перенести орнамент.
«Дело в том, что мастерицы не воспринимали буквы как символы, несущие какой-то смысл. Для них это были всего лишь элементы орнамента», — приводит РИА «Новости» объяснение специалиста экспозиционно-выставочного отдела государственного музея-заповедника «Куликово поле» Елены Гончаровой.