Святое Христово Воскресение предваряется удивительным чудом Великой Субботы — в день "великого покоя" совершается схождение Благодатного огня. Что это за событие, как оно совершается, в чём его уникальность и смысл?
Чем ближе Святая Пасха Христова, тем чаще в новостных сюжетах можно встретить словосочетания «Благодатный огонь», «схождение Благодатного огня». О чём речь, чего и почему так напряжённо ждут христиане?
О чудесном характере Благодатного огня
Схождение Благодатного огня — совершающееся вот уже на протяжении многих столетий в Великую Субботу чудо. В иерусалимском Храме Воскресения Христова после совершения особого богослужения в Кувуклии (так называется гробница, где после Распятия был погребён Господь и Бог наш Иисус Христос) необъяснимым образом появляется необычный огонь.
Во-первых, это пламя «неестественного» происхождения — оно не зажигается от свечей, спичек или зажигалок. Чтобы исключить любые возможные подозрения в фальсификации, у входящего в Кувуклию Патриарха Иерусалимского (именно Предстоятель местной Православной Церкви совершает молитву и принимает Благодатный огонь) не должно быть с собой ничего, что могло бы вызвать возгорание.
Во-вторых, схождение Благодатного огня является ответом исключительно на молитвы православных христиан. Само чудо совершается в Великую Субботу по юлианскому календарю, согласно которому выстраивает свой календарный и богослужебный цикл Православная Церковь. Причём трижды в истории (1101, 1579, 1923 годы) Благодатный огонь не сходил – и это становилось следствием гонений на православную веру.
В-третьих, появление Благодатного огня сопровождается необычными явлениями — у Гроба Господня видны молнии голубоватого цвета, которые затем превращаются в огненные шары. От них внутри Кувуклии и зажигает свечи Патриарх Иерусалимский, «передавая» затем огонь всем присутствующим в Храме.
В-четвёртых, в первые минуты после схождения Благодатный огонь невозможно спутать с обычным пламенем. Зажжённые свечи в руках собравшихся у Гроба Господня паломников не обжигают даже открытую кожу. Благодаря этому верующие могут в буквальном смысле «умываться» Благодатным огнём.
Громкая православная радость
Однако наиболее наглядным свидетельством благодати, нисходящей на сопричастников чуда Великой Субботы, является всеобщее чувство радости от предвкушения Светлого Христова Воскресения. Вот как царящее в Храме ликование описал учредитель Царьграда Константин Малофеев, присутствовавший при схождении Благодатного огня среди толпы православных арабов:
Арабы громко кричат, будем называть это кондаками и тропарями, но мне больше кажется похожим на футбольные кричалки. Более того, когда мне перевели люди, знающие арабский, это что-то типа «Христос наш! Он родился в нашей деревне!» И в этот момент у них восторг: они скачут, громко топают, громко кричат, и ты к этому невольно присоединяешься. В нашем русском степенном, суровом, безулыбочном стоянии вдруг ты начинаешь присоединяться к этой мальчишеской радости, что да, Христос наш, Он родился и в нашей деревне… Веселье, радость, все друг друга целуют, улыбаются.
А вдруг Благодатного огня не будет?
Необходимо отметить, что с Благодатным огнём связано поверье, которое разделяют некоторые верующие – будто отсутствие данного чуда в Великую Субботу является однозначным признаком скорейшего Конца Света.
И хотя «несхождение» Благодатного огня, безусловно, является экстраординарным и тревожным событием, однако спешить с трагическими выводами и паническими настроениями не нужно. Никакой догматической связи Второго Пришествия Христова и Страшного Суда с Благодатным огнём не существует.
Кроме того, трижды в истории Церкви Благодатный огонь в Великую Субботу не сходил – тем не менее история мира продолжается и, следовательно, для человечества сохраняется возможность покаяния и спасения души.