Ровно 30 лет тому назад страшная трагедия произошла в одной из самых почитаемых святынь православной России: сумасшедший, одержимый сатаной пришёл во Введенскую Оптину пустынь.
Жертвами одержимого убийцы Николая Аверина стали трое — иеромонах Василий (Росляков), иноки Ферапонт (Пушкарёв) и Трофим (Татарников). Утром 18 апреля 1993 года именно они приняли удар на себя. На орудии преступления — длинном ноже — убийца вырезал число зверя «666», а после следственная группа доказала в суде, что имело место ритуальное убийство.
Хроники преступления в протоколах следователей
Следователи настаивали, что Аверин был одержим желанием убивать именно священнослужителей и верующих. Напасть он решил в Пасху, которая в 1993 году пришлась на 18-е число.
Поднявшись на монастырскую звонницу, Николай Аверин нанёс смертельные ранения инокам Феропонту и Трофиму, которые звонили в колокола торжественным Пасхальным звоном. А дальше преступник напал со спины на иеромонаха Василия — эту жертву успели доставить в больницу, но ранения были несовместимы с жизнью. Со слов отца Мелхиседека (Артюхина), сопровождавшего смертельно раненого батюшку в карете скорой помощи, последним словом отца Василия было: «Хорошо». Судя по всему, он уже был готов ко встрече с Господом.
«Пасхальная трагедия», произошедшая в Оптиной пустыни в 1993 году имела с самого начала двухполюсное напряжение: с одной стороны — пик Пасхальной радости, а с другой — пик великой скорби о зловещем убийстве братии. Фото: © Ilya Galakhov/Globallookpress.
История, о которой мы могли не узнать
Летописцем трагедии в Оптиной пустыни стала Нина Павлова — она написала книгу «Пасха Красная». Но историю о подвиге мучеников мы могли и не услышать:
Начну с признания, стыдного для автора: я долго противилась благословению старцев, отказываясь писать книгу об Оптинских новомучениках по причине единственной — это выше моей меры, выше меня. Непослушание — грех, и старец предсказал: «Полежишь полгода пластом, а тогда уж захочешь писать», — говорит писательница. — Вот и дал мне Господь епитимью за непослушание — я надолго слегла и не могла исцелиться, пока не взмолилась о помощи Оптинским новомученикам, решившись, наконец, писать.
Но как было начать? «Пиши, как писала прежде», — так на труд Нину Павлову благословил архимандрит Кирилл (Павлов). Этим и подсказал жанр — ни в коем случае не житие, а именно летопись:
А складывалась летопись так: в 1998 году Господь привёл меня паломницей в Оптину пустынь, и с тех пор я живу здесь, став очевидцем тех событий, о которых и попыталась рассказать на основе дневников этих лет. Такую Оптинскую летопись вел век назад православный писатель Сергей Нилус, и жанр этот достаточно традиционен.
Предвестники и уроки трагедии
Как подчёркивает руководитель идеологической редакции Царьграда Михаил Тюренков, в свете вспоминаемой нами трагедии следует знать, что 1993-й для России и русских стал настоящим «годом унижения»:
Позорный ельцинский референдум «да-да-нет-да», оправдывающий разграбление страны, ровно за неделю до которого было совершено убийство. Майские и особенно октябрьские кровавые события в Москве. «Принятие» написанной под диктовку Запада либеральной Конституции. А потому вдвойне символично, что на фоне едва не начавшейся гражданской войны одну из главных русских святынь коснулась поистине сатанинская трагедия.
Для людей нецерковных подобная связь покажется парадоксальной. Для православных христиан — очевидной. Тёмные силы просчитались, и в лице убиенных монахов мы получили новых Небесных воинов и наших заступников. За Церковь Русскую и Государство Российское. А потому такая мученическая смерть — это Пасха, а не трагедия.
В завершение лишь добавим, что сегодня, в 13:30, на телеканале Царьград в прямом эфире мы будем говорить о новомучениках Оптиной пустыни. «Пасха Красная» не должна забыться. Ведь уроки мы, действительно, извлекаем по сей день.