"Ох уж этот безграмотный Шерлок Холмс" — такой стереотип закрепился благодаря книгам и особенно фильмам о великом сыщике. Но какие знания он считал лишними и насколько его слова были правдивы?
Одним из факторов огромной популярности частного сыщика Шерлока Холмса является его кинематографичность. Холмс стал хрестоматийным примером благодаря своей яркости и нестандартности, которая так легко воспроизводится в кино и так надолго запоминается.
Холмс — гениальный неуч…
Одна из самых ярких черт Холмса (демонстрация этой сцены присутствует в каждой экранизации приключений великого сыщика) — это презрение к «лишним знаниям». А лишней Холмс в диалоге с доктором Уотсоном называл любую информацию, которую нельзя применить к расследованию преступлений.
Вот как сам Шерлок Холмс обосновывал свою идею в повести «Этюд в багровых тонах»:
Мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадётся под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть… А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак.
Это признание по-настоящему шокировало Уотсона (эта сцена была в равной степени изумительно отыграна как Василием Ливановым в советском телефильме 1980-х годов, так и Мартином Фрименом в британской телеадаптации 2010 года):
Но когда оказалось, что он ровно ничего не знает ни о теории Коперника, ни о строении солнечной системы, я просто опешил от изумления.
…или дело в специфическом юморе Холмса?
Однако внимательное прочтение рассказов и повестей Артура Конан Дойля наводит на мысль, что сыщик просто подшучивал над своим новым знакомым. Уотсон полностью соответствовал собственному внешнему виду — простодушного и прямолинейного отставного офицера, привыкшего давать очевидные ответы на любые вопросы. Для Холмса, напротив, искавшего вопросы, разгадка которых требует изрядного напряжения сил, такой собеседник должен был казаться весьма забавным.
О том, что Шерлок был отлично образован и обладал множеством «лишних», по его собственной классификации, знаний, есть несколько свидетельств. Так, он не только часто и точно цитирует Шекспира (это можно списать на феноменальную память из детского чтения), но и разбирается в поэзии Гёте («Знак четырёх»). Более того — он читал опубликованную переписку Жорж Санд и Гюстава Флобера («Союз рыжих»), дневник американского писателя Генри Давида Торо («Знатный холостяк») и популярных во второй половине XIX века Эдгара Алана По и Эмиля Габорио («Этюд в багровых тонах»).
Вся эта литература никак не укладывается в категорию «может оказаться полезной для расследования». Так что, скорее всего, со своей теорией «забитого чердака» Холмс просто подтрунивал над наивным в своём искреннем возмущении Уотсоном.
Жаль только, что в экранизациях истории Холмса эта деталь оказывается упущенной и кинообраз Шерлока так и остаётся омрачён мнимой безграмотностью.
Интересные детали киноверсий Шерлока Холмса — истории о летописи Баскервилей, необычной змее и двух таблетках — читайте в рубрике Царьграда «Киномарафон».