Главная / Политика / Выбор между англичанином и русским — американец. Как шедевр Висконти обрёл исполнителя главной роли

Выбор между англичанином и русским — американец. Как шедевр Висконти обрёл исполнителя главной роли

Парадоксальный выбор между англичанином и русским — американец. Как киношедевр Лукино Висконти "Леопард" обрёл исполнителя главной роли.

В наши дни франко-итальянскую историческую киноэпопею Лукино Висконти «Леопард» (1963) чаще всего вспоминают в контексте появляющегося на экране дуэта Ален Делон и Клаудиа Кардинале — одной из самых красивых пар в истории кинематографа.

Однако с творческой точки зрения «Леопард» примечателен прежде всего фигурой главного героя, итальянского князя ди Салины, которого режиссёр фильма Лукино Висконти, представитель настоящего княжеского рода, наделил своими переживаниями. Поэтому и актёра на роль князя постановщик выбирал тщательно.

Вариант первый — англо-французский

Первым вариантом стал великий английский актёр Лоренс Оливье, потомок перебравшихся в Британию французских протестантских священников. Идеальная кандидатура — великий артист с природной утончённостью. К тому же соответствовал формальным признакам: всё-таки аристократ, пусть и не наследственный, — за творческие достижения актёр получил от английской королевы титул барона.

Однако Оливье не мог в тот момент тратить несколько месяцев на съёмки в проекте Висконти — артист был очень занят, получил в управление несколько театральных коллективов.

Вариант второй — русский

Другим подходящим исполнителем Висконти считал великого русского актёра Николая Черкасова. Режиссёр видел работы артиста в киношедеврах Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный» — и режиссёра впечатлило мастерски исполненное перевоплощение Черкасова из молодого, полного сил и энергии князя в состарившегося под ударами судьбы, но могучего царя.

Висконти не смущало отсутствие у Черкасова дворянских кровей. Однако к началу 1960-х у Николая Константиновича обострилась болезнь лёгких, от которой актёр и скончался в 1966 году.

Вариант третий — неожиданный, американский

В итоге отпрыска древней княжеской фамилии сыграл американский актёр Берт Ланкастер. Как по своей брутальной внешности, так и по типажу ранее сыгранных героев это была типичная звезда Голливуда — яркая, наглая, с броской грубоватой внешностью.

Висконти вряд ли даже знал о существовании такого актёра. Однако продюсеры в киноиндустрии были всесильны всегда и везде. Тем более что производством занималась голливудская студия — только у американцев были деньги и технические возможности для воплощения грандиозного кинозамысла Висконти.

Кто платит, тот и утверждает актёров, решили продюсеры, и без ведома режиссёра назначили на главную роль Берта Ланкастера. Парадоксальный ход сработал: постановщик и актёр поначалу отчаянно ругались на съёмочной площадке. Но постепенно сдружились, Ланкастер взял за образец своего персонажа самого Висконти — и в итоге получился киношедевр.