Почему акции "Дай лiтак" и громкие заявления о скорых поставках истребителей НАТО не помогут Киеву с "контрнаступом" в зоне СВО? Эксперт объяснил, что не так с планами по убийству русских.
Активно раскручиваемая тема грядущего «весеннего контрнаступления Украины» в зоне проведения СВО постепенно начинает утомлять мировое сообщество. Причина банальна — громкие заявления Зеленского и его сподвижников о «контрнаступе», который должен начаться со дня на день, не подкрепляются практическими шагами. Напротив — реальность демонстрирует неуклонное продвижение русских подразделений в Бахмуте и вокруг него.
Одной из главных причин постоянного откладывания атакующих действий со стороны ВСУ специалисты называют катастрофическое состояние украинской боевой авиации. Ободряющие заявления о том, что Киев вот-вот получит американские самолёты F-16, звучали от министра иностранных дел неонацистского режима Кулебы ещё в конце января — но так по сей день и остаются ничем не подкреплёнными заявлениями. Флешмобы в духе «Дай лiтак» не помогают.
Самолёты для Украины у НАТО есть…
О том, какова в настоящий момент у ВСУ ситуация с боевыми самолётами и как она влияет на анонсированное пресловутое «контрнаступление», в беседе с Царьградом рассказал военный обозреватель, научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений РАН Илья Крамник.
Комментируя непрекращающиеся слухи о поставках Киеву самолётов F-16 (разработаны в 1974 году, поступили на вооружение в 1978-м), Илья Александрович отметил:
F-16 остаётся самым оптимальным самолётом для Украины — просто потому, что этих самолётов много и они дешёвые. Много стран имеют их на вооружении, немалое число их сейчас списывают в связи с переходом на F-35. И большое количество этих машин есть на хранении, в том числе в США.
…но они бесполезны
Однако эксперт уверен — само по себе существование значительного числа боевых машин, которые Запад был бы рад предоставить ВСУ, ничем не поможет режиму Зеленского. Причина заключается в невозможности найти решение двух проблем:
Первая проблема — располагает ли Украина обученным персоналом? Для нескольких десятков этих машин требуется тысяча человек подготовленного персонала, наземного персонала. И это помимо лётчиков, без которых это всё функционировать не будет. Такого персонала у Украины никогда не было, поскольку она летала на советских самолётах. И здесь требуется не просто обучение лётчиков, а подготовка большого количества специалистов самых разных профессий, которые на земле будут обеспечивать работу авиации. Следов такого массового переобучения персонала ВВС мы пока не видим — а такую масштабную работу невозможно скрыть.
Вторая проблема — обеспечение передачи F-16 ВСУ в том количестве, чтобы самолёты смогли сыграть важную роль на фронте. Передача, условно говоря, 10-20 машин, будет иметь, скорее, отрицательный эффект, поскольку они будут довольно быстро «потеряны». Передать же достаточное количество самолётов сейчас технически невозможно.
Наследники Мазепы ждут помощи от Швеции
Но не F-16 едиными живы надежды неонацистского режима на получение инициативы «в воздухе» зоны СВО. Всё больше поступает информации о том, что заменой американским «старичкам» могут послужить шведские истребители «Грипен» (Сааб JAS 39), эксплуатация которых началась относительно «недавно», в 1997 году.
Вариант со шведскими самолётами Илья Крамник теоретически считает весьма перспективным с точки зрения украинского командования:
«Грипен» хорош тем, что он относительно компактный и ещё дешевле, чем F-16, хотя подержанные «американцы» и поспорят в цене. Кроме того, он очень неприхотлив в техническом плане. При этом шведы делали его с возможностью летать с достаточно коротких полос, с возможностью в случае необходимости эксплуатироваться с переделанных в аэродром участков дорог и так далее. Поэтому для украинских условий, где аэродромы могут быть постоянно атакованы ВКС России, «Грипен», возможно, подошёл бы даже лучше.
Однако теории теориями — а суровая правда жизни и в этом случае не способствует «контрнаступу», указывает военный обозреватель:
Проблема для Киева в том, что этих машин мало. Есть некоторое количество у Швеции на хранении, но готова ли Швеция сейчас передавать сколько-нибудь заметное количество самолётов, большой вопрос. В любом случае, если этот самолёт даже будет поставлен ВСУ, то машин будет немного.
Времени нет, кадров нет — придётся обходиться тем, что есть
По словам Ильи Крамника, критический момент в любых расчётах ВСУ на формирование достаточно мощной авиационной группировки заключается не в технических сложностях, а в кадровом голоде. Причём речь идёт даже не о дефиците высококвалифицированных боевых лётчиков:
Лётчиков обучить можно, это не самая большая проблема. Но непосредственно самолёт — это лишь вершина айсберга. А «подводная» его часть — огромная пирамида из различного оборудования и большого количества подготовленных людей, которые обеспечивают самолёт. Такова высокоразвитая и сложная инфраструктура современных ВВС. И она требует времени, денег и людей. И подготовленные люди здесь имеют первостепенное значение. На один самолёт с одним лётчиком примерно 40-50 человек должны работать.
Резюме: учитывая представленные выше обстоятельства, прогноз Ильи Крамника таков — если украинская армия всё-таки предпримет «весеннее контрнаступление», то ей придётся обойтись без адекватной поддержки с воздуха:
Сейчас они уже не успеют получить западные самолёты. Придётся выходить со всем тем набором авиации, что у них ещё остался: с определённым количеством МиГ-29, МиГ-25. В целом ВСУ остаётся лишь использовать беспилотники, в том числе беспилотники-камикадзе или ракеты типа «Хаймарс».