Война беспилотников в разгаре. Россия предпринимает решительные шаги и анонсирует значительные изменения в области БПЛА. Какие результаты уже имеются?
Согласно отчёту о работе правительства над развитием беспилотной авиации в России, можно выделить несколько важных пунктов. Для начала, сформирован государственный гражданский заказ до 2030 года — будет произведено около 670 тысяч беспилотных аппаратов. В 2023 году объём заказа составит 4,4 млрд рублей.
В свою очередь, представители бизнеса совместно с правительством подготовят дорожную карту по снятию регуляторных барьеров и созданию системы сертификации, а на базе производственного кластера «Руднево» появится федеральный научно-производственный центр.
Как можно заметить, Россия делает ход конём — не только наращивает производство БПЛА, но и готовит специалистов.
Будет создана система подготовки кадров. В 2030 году профильное образование будут получать около 180 тысяч студентов,
— сообщил первый вице-премьер Андрей Белоусов.
Что касается самого производства, то будет сформирован реестр производителей. К 2026 году планируется запустить 17 региональных научно-производственных центров, которые займутся проектированием, испытанием, опытным производством и сертификацией беспилотных аппаратов.
В планах запустить и программу производства комплектующих с достижением уровня локализации до 70% к 2030 году.
Правительство поддержит производителей БПЛА, которые будут заниматься развитием беспилотной авиации нашей страны. Среди мер поддержки обозначены:
возмещение потребителям стоимости лётного часа и стоимости приобретения или лизинга беспилотников;субсидии по процентным ставкам кредитов в рамках кластерной инвестиционной платформы, предоставление льготных займов;гранты на исследования, разработку и создание опытных образцов;льготный лизинг беспилотников.
Также в 2024 году планируется запуск интерактивной карты зон для полётов. Будет определен оператор, который обеспечит условия эксплуатации беспилотников для частных компаний. Важно отметить и то, что эта отрасль сведена в национальный проект России, который разрабатывается по поручению президента.
Стоит отметить, что русский боевой робот «Маркер» решили оснастить малоразмерным дроном-камикадзе под названием «БАС-80». Его специально создали для данной платформы.
Мы создали свой беспилотник самолётного типа, пока разработка имеет рабочее название «БАС-80». Сейчас этот дрон испытывается без боевой части, но, безусловно, он будет иметь ударную направленность,
— рассказал Евгений Дудоров, исполнительный директор НПО «Андроидная техника», компании — разработчика данных машин.
Наш дрон-камикадзе весит 1,7 кг без боевой части, при этом потенциальный объём боевой части — около 600 грамм с возможностью увеличения. БПЛА способен пролететь на расстояние до 30 километров, находясь в полёте до 18 минут.
Также русская компания «Беспилотные аппараты» показала на московской выставке «Экипировка» свой новый прототип — дрон-камикадзе самолётного типа К-5. Главной особенностью этого беспилотника стала скорость. Реактивный двигатель позволяет БПЛА развивать скорость до 400 км/ч. Запускается с наземной катапульты или с помощью ракетного разгонного устройства, оснащён искусственным интеллектом и машинным зрением.
А как у них?
После начала СВО выяснилось, на Украине очень активно развивалась индустрия беспилотной авиации. Вместе с американскими и европейскими разработчиками украинцы наделали разнообразнейших разведчиков, бомбардировщиков, барражирующих боеприпасов, которые могут достигать территории России.
Некоторые БПЛА Украины способны летать на высоте до 6 километров. Один из сбитых аппаратов, кстати, был сделан из пенопласта, при этом у него были металлические детали, мотор, и от двигателя тепловой след.
Случаи падения украинских БПЛА зафиксированы: например, один украинский дрон упал близ Ногинска. Внутри «птички» было 30 брикетов массой по 570 граммов со штатным боеприпасом США — пластичным взрывчатым веществом С-4. Ещё парочка рухнула на территории СНТ «Уголёк» в Богородском городском округе, в 4 км от СНТ «Заря». Это не все случаи.
Вот тот, который упал у Ногинска, это UG22 — дрон украинской разработки.
UG — один их самых больших беспилотников длиной три метра, с размахом крыла 3,6 метра. Это достаточно большой, серьёзный самолётик с бензиновым двигателем, который очень высоко летает,
— объяснил военный волонтёр, автор Telegram-канала «Живов Z» Алексей Живов.
Этот БПЛА может подниматься на высоту до шести тысяч метров. Рассчитан на работу в радиусе 120 километров от пункта оператора, может выполнять функцию бомбардировщика — сбрасывать с крыльев боеприпасы. Запустить такую «птичку» можно из любой части пограничной Северной Украины на границе с Белгородом, Курском, Брянском.
Тут надо понимать, что украинцы изучают русские эшелонированные системы ПВО, которые стоят на южных границах, и по возможности стараются их облетать. Поэтому и летают американские и европейские, британские самолёты-разведчики. А война беспилотников по-прежнему идёт.