Знаменитый режиссёр Никита Михалков дважды провернул один кинофокус, причём с разницей в 30 лет. Правда, если первый раз всё удалось на 100%, то второй трюк получился лишь наполовину.
Вопрос на понимание логики людей, делающих кино: что нужно делать в период между съёмками масштабного проекта?
Логика и здравый смысл подсказывают: дать съёмочной группе отдохнуть, восстановиться, набраться сил перед новыми творческими и рабочими подвигами.
Но у киношников логика своя, и дважды ею воспользовался режиссёр, сценарист и актёр Никита Михалков. Если ты снял одну часть большого фильма и через некоторое время тебе предстоит работа над второй частью, в перерыве нужно… снимать ещё одно кино.
Случай первый: с Обломовым, Табаковым и Володиным
В 1978 году Михалков, режиссёр ещё начинающий, хотя уже и снявший три ярких фильма, взялся за экранизацию романа Ивана Гончарова «Обломов». Снимать изначально решили в двух сериях, одну — в летний период, другую — в зимний.
Съёмочная группа у Никиты Сергеевича сложилась настолько профессиональная и дружная, что постановщик ломал голову, как оставить неизменным весь состав. В реалиях кинопроизводства вернуть всех участников группы через несколько месяцев было нереально — многих наверняка успели бы «расхватать» в другие картины.
Выход подсказал игравший Обломова Олег Табаков — занять группу во время перерыва съёмками ещё одного фильма. Воскликнул ли при этом Михалков «Гениально!», история умалчивает, но в перерыве между двумя сериями картины «несколько дней из жизни И.И. Обломова» он снял не менее выдающийся фильм «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина.
Случай второй: с 12 мужчинами в замкнутом помещении
В 2000-х годах Михалков, снимая свой эпический долгострой, проект «Утомлённые солнцем 2», был вынужден занимать свою группу во время вынужденного перерыва в натурных батальных съёмках. Однако классик заранее решил, что воспользуется своим трюком из 1970-х годов. В качестве материала, на котором нужно было не дать «засидеться» коллегам, Михалков использовал классический голливудский фильм Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин» (1957).
Режиссёр перенёс действие криминально-психологической драмы о заседании суда присяжных в современную ему Россию и пригласил 11 актёров (одного из персонажей Никита Сергеевич сыграл сам). Поскольку все актёры должны были постоянно находиться в кадре, Михалков заключил со всеми строгий контракт. Главное условие — на время съёмок артисты не могут участвовать в других проектах. Исключением стал Валентин Гафт. Его Никита Сергеевич отпускал на спектакли, а в это время проводил репетиции с другими актёрами.
В 1970-е годы «фокус Михалкова» был проведён без потери качества — экранизация и пьесы Володина, и романа Гончарова стали классикой русского кино. В 2000-х один проект получился успешным («12» вошёл в число номинантов на «Оскар» за лучший иностранный фильм). А вот масштабные «Утомлённые солнцем 2» из двух частей стали общепризнанной неудачей мэтра.