Главная / Политика / «Возвращение «Святого Луки» — как кино оказалось интереснее банальной реальности

«Возвращение «Святого Луки» — как кино оказалось интереснее банальной реальности

Советский детектив "Возвращение "Святого Луки" был основан на подлинных событиях. Однако кино о краже уникальной картины оказалось интереснее банальной реальности.

Картина Анатолия Бобровского «Возвращение «Святого Луки» (1970) стала знаковой для советского кинематографа по нескольким причинам.

Во-первых, на отечественном экране была поднята столь благодатная для детективного жанра тема кражи произведений искусства из советских музеев и галерей.

Во-вторых, с «Возвращения «Святого Луки» началась серия из трёх кинолент, посвящённая работе сыщика полковника Зорина в исполнении Всеволода Санаева.

И, в-третьих, зрительской аудитории фильм запомнился благодаря актёрской работе Владислава Дворжецкого, сыгравшего главную отрицательную роль — вора-рецидивиста Карабанова по кличке Граф.

Яркая, хотя и далёкая от общепринятых стандартов привлекательности внешность харизматичного Дворжецкого в буквальном смысле покорила зрителя. При этом первоначально создатели картины планировали пригласить на роль «Графа» другого актёра, уже знаменитого к тому моменту Георгия Жжёнова. Но в итоге его кандидатуру отвергли как «слишком положительного, с добрыми глазами».

В кино преступники обаятельны, в жизни всё банальнее

Фильм снят не просто на основе реальных событий — детали сценария довольно точно отражают обстоятельства кражи картины фламандского художника Франса Хальса «Святой Лука» из Пушкинского музея, совершённой в 1965 году.

Вот только настоящий грабитель не имел ничего общего с обладателем «мефистофелевского обаяния» Владиславом Дворжецким. В кино уникальное полотно крадёт матёрый и импозантный преступник. В жизни же картину украл рабочий 27 лет, в юности отсидевший за кражу, из-за судимости лишённый возможности получить высшее образование и устроившийся в Пушкинский музей помощником реставратора по поддельным документам.

Попался неудачливый вор, кое-как вырезавший картину из рамы и варварски хранивший свёрнутое полотно за печкой (впоследствии реставраторы совершили чудо и восстановили шедевр), тоже абсурдно. Испытывая нужду в деньгах, спустя полгода после преступления вор открыто предложил купить у него картину первому попавшемуся человеку, похожему на иностранца. «Иностранец» оказался сотрудником КГБ.