Главная / Политика / «Дети плакали, но мать их уже не слышала»: секреты и тайны военных агитплакатов

«Дети плакали, но мать их уже не слышала»: секреты и тайны военных агитплакатов

В годы Великой Отечественной войны они подогревали боевой дух солдат на передовой и поддерживали их близких в тылу, бойцы слова, пера и кисти — советские художники рисовали агитационные плакаты.

Даже спустя 78 лет эти образы и слова попадают в самое сердце. В годовщину Победы мы вспомнили некоторые из них.

1. Один из известнейших плакатов военного времени «Ты чем помог фронту?». Его в самом начале Великой Отечественной войны создал советский художник Дмитрий Моор, автор похожего по стилю плаката 20-х годов «Ты записался добровольцем?». Художник вновь эксплуатировал довольно агрессивные образы, хлёсткие фразы. Нужно было отрезвить, поднять советский народ, оставшийся в тылу. Это позже военные плакаты обретут мягкие линии и приободряющие тексты. Но на тот момент важно было сохранять единение народа во имя Победы.

2. Пожалуй, самый известный плакат — «Родина-мать зовет!» из серии «Непобедимая и легендарная» руки грузинского художника Ираклия Тоидзе. Он создал его в конце июня 1941 года, в самом начале войны. Образ женщины-матери, как признался сам художник, он срисовал со своей жены. Услышав сообщение по радио о нападении фашистской Германии на СССР, Тамара Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!» Выражение лица супруги в этот момент, на котором застыли ужас, боль и одновременно сила, художник запечатлел на бумаге. Этот образ до сих пор — символ женщины войны.

3. Совсем другое лицо у женщины-матери с плаката Ираклия Тоидзе, созданного в 1943 году, после победы в Сталинградской битве. Тогда Советская армия уже предвкушала победу. Для поддержания боевого духа советского народа Тоидзе рисует плакат «За Родину-Мать!». Молодая женщина, прижимающая к себе ребёнка, стоит за спинами солдат. Её лицо мужественное и спокойное.

4. Тему детства в военных плакатах использовал Алексей Пахомов. Его агитационные плакаты больше похожи на репортажные фотоснимки. Сюжеты для своих работ художник черпал из реальной жизни. Например, сцену его известного плаката «Ребята, защищайте Родину! Выслеживайте врагов, сообщайте взрослым!» 1941 года он подсмотрел в противовоздушных отрядах. На бумаге изображены два мальчика: заметив высадку вражеского парашютиста, один отправляет друга доложить об этом солдатам.

5. «Мсти немецким псам!» — плакат Леонида Голованова также основан на реальных событиях. Он нарисован по мотивам письма некоему бойцу Галкину, предположительно от односельчан. Фрагмент текста автор вставил под изображением двух детей, убегающих от фашистов:

«Добрались немецкие звери и до вашей хаты. Забрали весь скарб. Вытолкнули вашу жену Настю Галкину вместе с детьми. Побежали они по улице, но тут жену вашу Настю сразила насмерть немецкая пуля… Старшая Оля и сынок ваш Ваня заплакали, но Настя их больше не слышала…».

6. Реальный человек запечатлён на плакате этого же художника «Красной армии — слава». Это уроженец Тульской области, снайпер Василий Голосов, уничтоживший 400 фашистов. В 1943 году под Харьковом его смертельно ранил осколок немецкого снаряда. А в 1944-м появился плакат с его вечно молодым лицом.

7. На плакате автор оставил отсылку к другой своей работе: за спиной солдата висит агитационный листок «Дойдём до Берлина!» На нём изображён солдат, надевающий сапог. В чертах лица мы снова узнаём снайпера Василия Голосова. Поэтому у работы «Красной армии — слава!» есть второе название — «Дошли».

8. «Знамя Победы над Рейхстагом» — самое пронзительное и острое изображение военных лет, символ великой Победы. Это не плакат, а фотоснимок, который растиражировали сотнями тысяч экземпляров в каждый дом. Автор фотографии Евгений Халдей привёз красное полотно из Москвы, попросил сшить из него три флага. Серп и молот вырезал из простыни. Для снимка попросил трёх солдат — Алексея Ковалёва, Абдулхакима Исмаилова и Леонида Горычева попозировать на крыше Рейхстага. Работу чуть не сгубила одна деталь — часы. Один из солдат придерживал товарища, который взобрался на скульптурную вазу, чтобы закрепить в ней флаг, оголил руки, на обеих были механические часы. Чтобы никто не обвинил советского воина в мародёрстве, Халдею пришлось ретушировать негатив фотоплёнки. Но всё же первые фотографии с двумя часами были распечатаны и впоследствии дали повод для злословия немецким историкам. Хотя это могли бы быть часы, как предполагают их русские коллеги, кого-то из правительства Третьего рейха, военных преступников, не имеющих права на наследников.

Все плакаты, упомянутые в материалы, можно увидеть в нашем канале на платформе «Дзен».