Комедия "Неисправимый лгун" — фильм, в котором сыграл одну из своих лучших, но малоизвестных ролей великий актёр Георгий Вицин.
В 1973 году в советских кинотеатрах состоялась премьера комедии Виллена Азарова «Неисправимый лгун«. Главную роль, парикмахера Алексея Ивановича Тютюрина, исполнил выдающийся актёр Георгий Вицин. Один из редких фильмов, где обладающий огромным комедийным талантом артист может проявить его в качестве главного героя, не будучи ограничен рамками второстепенной роли или знаменитого трио «Вицин — Моргунов — Никулин».
Два актёра с «поддельными» документами
По удивительному совпадению, одну из ведущих ролей в «Неисправимом лгуне» исполнил Владимир Этуш. Пикантность ситуации в том, что как в документах Этуша значилась неверная дата рождения, так и Вицин прожил жизнь с «поддельными документами».
Согласно официальной информации, Георгий Вицин появился на свет в Петрограде 23 апреля 1918 года. Но если покопаться в архивных бумагах — точнее, в приходской книге Крестовоздвиженской церкви на Большой Посадской улице, где был крещён младенец Георгий, — выяснится, что родился он на год раньше, 18 апреля 1917-го. Разгадка противоречия проста, но неожиданна — впоследствии мать будущего артиста «срезала» сыну один год, чтобы иметь возможность устроить его в оздоровительную лесную школу (иначе мальчик не проходил в это учреждение по возрасту).
Если бы барон Мюнхгаузен был парикмахером…
Впрочем, фильм «Неисправимый лгун» и его главный герой заслуживают внимания и сами по себе, без подобных полудетективных историй. Парикмахер Тютюнин (кто же мог в 1970-х годах знать, что в XXI веке словосочетание «мужчина-парикмахер» будет в России скомпрометировано…) обладает удивительной способностью. Он попадает в удивительные истории и затем абсолютно честно рассказывает о них. Однако его приключения (вроде эпопеи с золотым портсигаром для принца из восточной страны или ДТП с участием Эдиты Пьехи) кажутся окружающим настолько невероятными, что ему не верят и считают лгуном. Настоящий барон Мюнхгаузен эпохи Брежнева, ни дать ни взять…
Но советская кинокритика не оценила картину. Кому-то она показалась банальным водевилем, не имеющим изюминки. А наиболее рьяные критики ополчились на фильм по той причине, по которой сегодня он кажется особенно пронзительным. Честный, добрый и отзывчивый Тютюнин показывается как настоящий нравственный камертон — человек, на фоне чистой души которого проявляются недостатки других людей и общества в целом. Разумеется, в «эпоху строительства коммунизма» такой идеал, слишком уж похожий на воплощение христианских добродетелей, не мог восприниматься партийными чиновниками позитивно.
Стоит отметить, что к игре Георгия Вицина серьёзных претензий не возникло.