Главная / Политика / Выборы в Турции. А если Эрдоган проиграет? Как это коснётся России

Выборы в Турции. А если Эрдоган проиграет? Как это коснётся России

Что ожидает отношения России и Турции в случае проигрыша выборов президента Реджепом Эрдоганом? Рассуждает политический эксперт Сергей Латышев.

В Турции 14 мая прошёл первый тур выборов президента страны, а также депутатов парламента. Участки для голосования закрылись в 17:00 мск.

В президентских выборах в Турции участвуют три кандидата: действующий президент Реджеп Тайип Эрдоган, кандидат от оппозиции Кемаль Кылычдароглу и кандидат от «Альянса АТА» Синан Оган. Для победы надо набрать более 50% голосов, в противном случае 28 мая состоится второй тур. В парламентских выборах участвуют 36 партий, часть из которых объединились в альянсы для повышения шансов получить больше мест в парламенте.

Первые предварительные итоги могут появиться в ночь на понедельник, 15 мая. Впрочем, агентство ANKA сообщает, что Эрдоган на выборах президента Турции набирает 49,9% голосов, Кылычдароглу 45,3% голосов по результатам подсчёта бюллетеней с 1,8% урн. Отрыв небольшой, так что делать выводы рано.

Влияние выборов в Турции на Россию

Эксперт Царьграда Сергей Латышев оценил, сможет ли действующий президент Реджеп Эрдоган сохранить за собой пост и что произойдёт в случае, если к власти в Турции придёт кандидат от оппозиции.

США и ЕС завладеют Турцией после прихода к власти прозападных оппозиционеров. И для России захлопнется широкое окно в мир. Ориентирующиеся на Запад новые турецкие власти поддадут нам ещё и в Сирии. Многие в России убедили себя в реальности такого сценария. Но так ли будет на самом деле?

— рассуждает эксперт.

Он напоминает, что Эрдоган в целом находится у власти с 2003 года и многие турки устали от своего «султана». При этом 70-летний политик так и не воспитал себе преемника, и весь режим держится на пассионарной силе и личной популярности среди значительной части турок этого выдающегося политика.

Если Эрдоган устоит, всё останется как есть. А если не устоит, то будет что? Неужели наши отношения рухнут, Турция присоединится к жёстким санкциям Запада, прикроет параллельный импорт и далее по списку?

— задаётся вопросом эксперт.

Вероятная победа оппозиции

Однако Сергей Латышев уверен, что даже в случае проигрыша Эрдогана «ничего страшного не произойдёт». В первую очередь благодаря тому, что отношения России с Турцией носят не столько политический, сколько экономический характер. Они исключительно выгодны для обеих стран. Новой турецкой власти придётся это учитывать при всех её симпатиях к Западу.

В некоторых сферах вроде ВТС, конечно, изменения будут — новые ЗРК С-400 турки, чтобы не злить НАТО и США, покупать не станут и, возможно, избавятся от уже купленных, прогнозирует эксперт.

Возможно, будет приторможено — но вряд ли прекращено! — сотрудничество в сфере мирного атома. Претендент на пост президента от оппозиции Кемаль Кылычдароглу был от него не в восторге, но он явно смягчится, если победит.

Однако победа оппозиции может принести какие-то ужесточения по финансовой части. Анкара будет готова радикально порвать с Россией только в том случае, если Запад компенсирует Турции все связанные с этим колоссальные финансовые потери. А таких свободных денег ни у Америки, ни у Европы сейчас нет. Да и доверия большого к ним в сегодняшнем мире тоже нет.

Так что новая правящая коалиция, чтобы не рассыпаться раньше времени, не побежит сломя голову удовлетворять «хотелки» Запада насчёт России, ставя под удар очевидные турецкие интересы, выгоду для миллионов турок,

— подчёркивает аналитик.

Плюсы для России

Победа оппозиции может даже принести России и очевидные плюсы. Новые власти, главной заботой которых будет экономика, конечно, резко убавят внешнеполитические амбиции, нередко пересекающиеся с нашими. Они начнут, скорее всего, сворачивать слишком дорого обходящийся Турции пантюркизм, например в Средней Азии, Закавказье, продвижение, спонсирование исламизма, постараются помириться со своими соседями.

Например, как отметил Латышев, Сирия Башара Асада жаждет поражения Эрдогана, замахнувшегося на её территориальную целостность.

В то время как Кылычдароглу постоянно критиковал того за деструктивное вмешательство в дела Сирии и обещает вывести оттуда турецкие войска. Любопытный момент: и Асад, и Кылычдароглу — шииты алавитского толка. Им будет несложно найти общий язык. Эрдоган — суннит, исламские противники Асада в Сирии — тоже сунниты.

Латышев уверен, что в случае политических перемен в Турции или их отсутствия отношения этой страны с Россией крупных изменений не претерпят: «Для нас это главное».