Картина "Отступники" Мартина Скорсезе — роскошный фильм с отличными актёрами и пример плагиата. Вдвойне возмутительного, потому что за воровство ещё и наградили.
Криминальная драма Мартина Скорсезе «Отступники» (2006) заслуженно считается одним из лучших фильмов в своём жанре.
Сюжет, режиссура, актёры — всё на высшем уровне
Увлекательный и драматический сценарий, наполненный не только детективной интригой, но и мощным психологическим противостоянием двух «кротов» — преступника, скрывающегося под личиной полицейского, и агента полиции, внедрившегося в гангстерскую группировку.
Классическая режиссура Мартина Скорсезе, к тому моменту накопившего огромный опыт, однако не растерявшего мастерства и не скатившегося к самоцитированию (из-за чего сложно смотреть его позднейшего «Ирландца» (2019).
Россыпь роскошных актёрских работ. Одна из последних по-настоящему мощных ролей Джека Николсона. Прекрасный образец универсальной актёрской техники от Мэтта Деймона. Очередной всплеск таланта от Леонардо Ди Каприо, после которого фанаты получили ещё один повод для возмущения «Нашему Лео опять не дали «Оскара»!» (и даже не номинировали). Яркий образ от Марка Уолберга — настолько харизматичный, что вот он-то неожиданно для всех «оскаровскую» номинацию получил.
В итоге почти 300 миллионов долларов кассовых сборов (для почти камерной криминальной истории — отличный показатель) и четыре золотые статуэтки: «Лучший фильм», «Лучший режиссёр», «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший монтаж».
Однако всё это не имеет значения, потому что…
…Нельзя хвастаться украденными наградами
«Отступники» представляют собой образец наглого, возмутительного и циничного плагиата. Воровства то есть.
В 2002 году в Гонконге вышел фильм под названием «Двойная рокировка«, сценаристов Алана Мака и Феликса Чона, режиссёрами стали Эндрю Лау и тот же Алан Мак. Сюжет картины повествует о преступнике, скрывающемся под личиной полицейского, и агенте полиции, внедрившемся в гангстерскую группировку.
Если вам показалось, что это описание вы уже где-то видели, знайте — вам не показалось. Видели — в кратком пересказе сценария «Отступников». Сценарий фильма Скорсезе «слизан» с «Двойной рокировки» настолько дословно и докадрово, что просто неудобно. Разумеется, есть чисто культурные различия — например, вся тема с ирландской самоидентификацией героев «Отступников», действие которых разворачивается в Бостоне.
Но в остальном это хрустально чистой воды плагиат. Поэтому присуждение «Оскара-2007» в категории «Лучший адаптированный сценарий» Уильяму Монахану можно расценивать только как демонстративную декларацию — «мы, американцы, делаем что хотим — остальным молчать».
Оправдания есть — но они нелепы
Поклонники «Отступников», замечательного по всем показателям фильма (только ворованного…), оправдываются тем, что номинация «Лучший адаптированный сценарий» присуждается за работу, основанную на литературном произведении, телешоу или — внимание! — другом фильме. Ну вот же, говорят, «на другом фильме» — значит, всё по правилам.
Однако это детский лепет: к 2007 году награду в этой категории вручали 78 раз — и ни разу в ней не побеждал сценарий, списанный с другой кинокартины. Основанные на романах, пьесах, сериалах, телеспектаклях и даже репортажах — но ни разу на сценарии другого полнометражного фильма. «Отступники» стали первым таким примером — до этого совесть просто не позволяла называть воровство как-то по-другому. Тем более его вознаграждать.