Главная / Политика / «Айболит-66» — классика советского детского кино, опередившая время

«Айболит-66» — классика советского детского кино, опередившая время

Фильм Ролана Быкова "Айболит-66" — классика советского детского (или не совсем детского?) кино, опередившая время. Современный артхаус отдыхает.

«Новое — это хорошо забытое старое». Это изречение отлично подходит для характеристики современного кинематографа.

Одна его часть свелась исключительно к развлекательному коммерческому аттракциону, однако в начале своей истории кино выполняло именно эту функцию. Другая часть, так называемое авторское кино, постоянно пытается найти новые приёмы и способы художественного самовыражения, аналоги которым при внимательном поиске обязательно отыщутся 30, 50 или все 95 лет назад.

Например, когда встречаешь заслуженные восторги относительно фильма Ларса фон Триера (пожалуй, последнего великого режиссёра Европы) «Догвилль» (2003) с его привнесением театральной условности в кино, так и хочется спросить: а вы картину Ролана Быкова «Айболит-66» вообще видели?

Фильм по произведениям Чуковского, но не совсем

Число «66» в названии фильма указывает, как нетрудно понять, на время создания, хотя на экраны оригинальная версия приключений доктора Айболита из стихов Корнея Чуковского вышла в апреле 1967-го. Для режиссёра Ролана Быкова, также сыгравшего роль разбойника Бармалея, это был интересный творческий эксперимент — перенесение театральной пьесы в кинопространство.

Так что «Айболит-66» — это не экранизация классической детской литературы Чуковского, а киноверсия пьесы Вадима Коростылёва «О чём рассказали волшебники». По сюжету Айболит и его друзья-соратники, собака Авва и обезьянка Чичи, отправляются в Африку лечить заболевших мартышек. Противостоять доброму доктору взялся, разумеется, Бармалей.

Артхаус чистой воды, прошедший советскую цензуру

В СССР 1960-х годов существовала цензура в разных сферах, и в кино в том числе. Однако если характеризовать фильм Ролана Быкова в современных терминах, то это классический артхаус, авторское кино и вообще смелый творческий эксперимент.

Во-первых, от зрителя не скрывают, что перед ним кино: в кадре появляются камеры, осветительные приборы, элементы съёмочных павильонов.

Во-вторых, персонажи фильма не раз и не два обращаются к зрителю — «ломают четвёртую стену» по нынешней терминологии.

В-третьих, в зависимости от места и времени действия меняется формат изображения — редкий и технически сложный приём для 1960-х, который в современном «высоком» кино активно используют самые именитые режиссёры.

В-четвёртых, присутствие таинственных персонажей «лириков» и «комиков», которые сначала лишь наблюдают, но в финале становятся полноценными действующими лицами и приходят на помощь Айболиту и его друзьям.

Так что фильм «Айболит-66» будет интересен не только детской аудитории (кстати, нужно заранее подумать, готовы ли уже дети к такой полной креативных условностей сказке), но и взрослым.