"Криминальное чтиво" — это не только культовый фильм Квентина Тарантино. Это ещё и история сказочного актёрского везения и сюжет о том, почему Джон Траволта — вечный должник Майкла Мэдсена.
К 1980 году мало было в Голливуде актёров, пользовавшихся большей популярностью, нежели 26-летний Джон Траволта. К этому моменту артист снялся в трёх подряд музыкальных фильмах — «Лихорадка субботнего вечера», «Бриолин» и «Городской ковбой», — которые превратили его в секс-символ, кумира зрительской аудитории и любимца кинопродюсеров.
Однако затем что-то пошло не так, и карьера Траволты рухнула в столь крутое пике, что спустя 10 лет, к началу 1990-х, о нём мало кто помнил. И если бы не триумфальное возвращение в роли Винсента Веги, одного из основных персонажей культовой ленты Квентина Тарантино «Криминальное чтиво» (1994), скорее всего, никто бы о Траволте и не вспомнил. Ему повезло, причём не многие знают, насколько сказочным оказалось это везение…
Другой персонаж, другой актёр
Родилась удача Джона Траволты, подарившая его актёрской карьере второе рождение, в дебютном фильме Тарантино «Бешеные псы» (1992). Согласно сюжету, одним из участников вооружённого ограбления, превратившегося в кровавую абсурдную трагедию, не лишённую чёрного юмора, был преступник под псевдонимом мистер Блондин.
Настоящее имя Блондина — Вик Вега, и его образ, созданный актёром Майклом Мэдсеном, настолько понравился Тарантино, что он решил снова использовать этого персонажа. Таким образом, действие «Криминального чтива» развивалось до событий «Бешеных псов», чтобы Вик Вега смог предстать на экране живым и здоровым. Именно этот персонаж действовал в оригинальном сценарии самой знаменитой картины режиссёра.
Ох уж эти голливудские контракты…
Но возникла обычная для кинопроизводства проблема. Майкл Мэдсен в 1993 году, на момент съёмок «Криминального чтива», оказался занят на съёмках другого проекта — вестерна «Уайетт Эрп» с Кевином Костнером в главной роли. Графики создания двух проектов накладывались друг на друга, а контракты в Голливуде составляются таким образом, что подписавшие их актёры мало чем отличаются от рабов.
Так что Мэдсена в «Криминальное чтиво» заполучить не удалось. Тарантино пришлось срочно переписывать сценарий — вот тогда и родилась идея заменить Вика Вегу на его брата Винсента. Тоже гангстера, но, как выяснится по ходу повествования, крайне нелепого. В ходе подбора актёров уже на эту роль и появилась кандидатура бывшего кумира Джона Траволты, который сумел сполна воспользоваться полученным шансом.
Кстати, вестерн «Уайетт Эрп» в итоге провалился. Будучи по качеству совсем неплохим драматическим вестерном, основанным на исторических персонажах и реальных событиях, фильм обернулся крупными убытками для продюсеров и был «отмечен» номинациями антипремии «Золотая малина». Трудно сказать, пожалел ли Майкл Мэдсен, что предпочёл этот проект «Криминальному чтиву». Но совершенно точно известен человек, чрезвычайно довольный таким выбором Мэдсена.