Драма "Человек дождя" заслуженно считается одним из самых важных фильмов Голливуда конца 1980-х. Однако этого успеха могло и не быть из-за актёрских терзаний: Дастин Хоффман чуть было добровольно "Оскара" не лишился.
Фильм Барри Левинсона «Человек дождя» (1988) вот уже на протяжении 35 лет является одной из любимых картин американских киноманов. В ней сошлось почти всё, за что любят «старый добрый Голливуд», то есть фильмы той эпохи, когда компьютерная графика ещё не завоевала кино, супергерои не превратились в самых популярных персонажей, а для зрительского успеха всё-таки нужен был внятный сценарий.
История о двух братьях, один из которых обаятельный, но циничный делец (Чарли), а второй — аутист (Рэймонд), но с гениальными математическими способностями, была воплощена актёрским дуэтом Тома Круза и Дастина Хоффмана. Их экранная связка неофициально считается одной из лучших в истории американского кино, а сам «Человек дождя» удостоился четырёх премий «Оскар» (за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший сценарий и лучшую мужскую роль (Хоффман)). Но при этом именно актёрская составляющая проекта была под самой большой угрозой.
Проект неутверждённых на роли актёров
Судьба создания Рэймонда вполне может стать основой для отдельного киносценария. Хотя в начале работы ничего не предвещало трудностей. Сценарий создавался с расчётом на конкретных исполнителей. Ставка была сделана на принцип «всё гениальное просто», поэтому и двух братьев должны были сыграть два брата-актёра — Деннису Куэйду предназначено было предстать в образе молодого и пробивного Чарли, а Рэнди Куэйд рассматривался в образе Рэймонда.
Затем продюсерам удалось заполучить в проект настоящую звезду, обладателя «Оскара» Дастина Хоффмана. Первоначально актёра больше заинтересовал брутальный Чарли. Однако впоследствии Хоффман ближе познакомился с жизнью людей с аутизмом и был впечатлён невероятными способностями некоторых из них. После этого актёр настоял, чтобы его сделали Рэем, а на роль Чарли настойчиво советовал звезду «Охотников на привидений» Билла Мюррея.
Награда за «худшую игру в жизни»
Но Мюррею не удалось сыграть в «Человеке дождя». Во-первых, он был всё-таки старше своего потенциального персонажа. Во-вторых, продюсеры решили, что, раз уж удалось заполучить одну суперзвезду, почему бы не попробовать этот фокус и со вторым персонажем. Удалось — так на роль Чарли утвердили Тома Круза. И именно кипучий темперамент будущего «заслуженного саентолога» на контрасте с отстранённой игрой Хоффмана во многом стал залогом успеха картины.
Успеха, вклад в который самого Дастина до сих пор оценивается противоречиво. Да, актёру присудили за эту работу второго «Оскара», но сам Хоффман, казалось, сделал всё, чтобы роль не получилась.
Во-первых, он настоял на том, чтобы Рэймонд в эмоциональном плане стал максимально отстранённым — в изначальной версии сценария герой был вполне позитивным. Во-вторых, сам Хоффман был крайне недоволен собственной игрой и примерно через месяц после начала съёмок даже предлагал режиссёру взять на роль Рэймонда другого актёра. «Это худшая игра в моей жизни», — с такой формулировкой Хоффман стремился избавиться от своего знаменитого персонажа.