Фильм "Три толстяка" (1966) — один из трёх проектов Алексея Баталова в качестве режиссёра. И знаменитый актёр, также сыгравший в картине, сделал всё, чтобы максимально усложнить себе задачу.
В карьере блистательного русского актёра Алексея Баталова было не только около 30 киноролей, но и 3 фильма, снятых в качестве режиссёра.
Художественный и литературный вкус не изменил Алексею Владимировичу — для сценариев он использовал исключительно классические произведения («Шинель» Гоголя, «Три толстяка» Олеши и «Игрока» Достоевского). Наиболее удачным режиссёрским опытом Баталова стала экранизация сказочной повести Юрия Олеши «Три толстяка«.
Двойная работа Баталова: за камерой и перед нею
К работе над приключенческой картиной, ориентированной на юного зрителя, Баталов в качестве сорежиссёра привлёк Иосифа Шапиро. Впрочем, историки советского кино единодушны в том, что полноценным и полновластным постановщиком «Трёх толстяков» является именно Баталов. Шапиро выполнял роль технического «дублёра», выходившего на первый план, когда Баталов, исполнявший также одну из главных ролей, гимнаста-революционера Тибула, становился перед кинокамерой.
Именно с игрой Баталова-актёра связана одна из самых эффектных и запоминающихся сцен фильма. Картина повествует о городе, в котором правят и угнетают трудовой народ три толстяка (в переводе на современные реалии их вполне можно именовать олигархами). К народному восстанию против тиранов присоединяется гимнаст Тибул из бродячего цирка, но выступление подавлено, и «революционер» вынужден бежать. В какой-то момент кажется, что герой попал в безнадёжное положение, бежать некуда, но он встаёт на тонкую проволоку, натянутую над площадью, и начинает идти…
Как усложнить и без того опасный трюк и выполнить его без дублёра
Вполне разумным и естественным решением было бы использовать в этом эпизоде дублёров-каскадёров. Профессиональные циркачи-канатоходцы присутствовали на съёмках, однако Баталов не позволил им попасть в фильм. Начинающий режиссёр был уверен: правдивость и драматичность эта сцена приобретёт лишь в том случае, когда зритель будет уверен: на огромной высоте балансирует именно Тибул, то есть актёр Баталов.
Поэтому Алексей Владимирович за год до съёмок начал обучаться искусству канатоходца, усердно тренируясь. В итоге Баталов оказался настолько прилежным учеником, что даже максимально усложнил и без того опасную сцену. В повести Олеши Тибул медленно проходит путь над площадью Звезды и добирается до фонаря на противоположном краю. А в фильме Баталова проволока под героем обрывается на середине пути — и Тибул раскачивается на обрывке, чудом забираясь на балкон соседнего здания. Трюк стал ещё более сложным и рискованным, зато эпизод получился особенно ярким.