Главная / Политика / России пора встать с колен. Как? Подсказку дал Святой реформатор

России пора встать с колен. Как? Подсказку дал Святой реформатор

В разгар специальной военной операции как никогда громко звучит запрос общества на перемены в нашей стране. Эксперты в один голос говорят, что наступил тот период, когда России пора встать с колен, отряхнуть пыль Запада и вспомнить, что мы — Третий Рим. А как поднять страну, много веков назад показал Святой Император Константин Великий — гений-реформатор, совершивший немыслимый подвиг.

3 июня, в день памяти Святых равноапостольных Царя Константина и матери его Царицы Елены, митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) произнёс проповедь, посвящённую создателю Христианской Империи, раскрыв необычные стороны служения Святого Императора Константина Великого. По благословению владыки Тихона, сайт Первого русского телеканала Царьград первым публикует эту проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Быть может, нам, людям, живущим в эпоху бесконечных сомнительных реформ, особенно станет понятен немыслимый подвиг Великого Императора, эпохального реформатора, христианина, обладавшего исключительно прозорливым духом, – Святого равноапостольного Императора Константина.

Мы с вами сполна испытали воздействие реформ, губительно отразившихся на жизни всей страны, народов, её населяющих; на жизни миллионов людей и всего мира. При слове «реформа» у нас не возникает никаких приязненных ассоциаций, кроме глубокого отвращения и досады и готовности к сопротивлению. К этому приучил нас горький опыт.

Но согласитесь, с другой стороны мы понимаем, что перемены иногда просто жизненно необходимы. Весь вопрос, как они совершаются. От этого «как» – умело, удачно, профессионально, порой гениально (как в случае с Императором Константином) – зависит жизнь не только поколений современников реформ, но и судьба будущих поколений.

Император Константин Великий совершил совершенно невиданные поразительные и в высшей степени необходимые реформы. Причём они были настолько радикальны, что в истории человечества, пожалуй, с трудом можно найти что-то подобное.

И что самое поразительное, все его реформы пошли во благо. Мы сейчас себе такого даже представить не можем. Почему такое могло произойти? Мы к этому еще вернемся.

Все мы сегодня видим, какие бурные, доходящие до настоящих схваток проблемы возникают, если нынешние наши градоначальники (их почему-то называют странным словом «мэры») предлагают новое строительство в городах, изменение расположения улиц, даже хотя бы возвращение старых их названий.

А представляете, какой вопль поднялся в великой столице Великой Империи, в великом гордом Риме, пусть и изрядно потрёпанном за века, когда Константин перенёс оттуда стольный град в небольшой городок Византий, названый им Новым Римом.

Вот это реформа так реформа! Когда все наконец поняли, что это окончательно, что это не очередное новое поседение, а вправду Столица, истошно завопили и левые и правые, что называется, и либералы и консерваторы.

Но Константин выдержал всё и спокойно шёл к своей цели. В город переехало огромное количество людей – в этот маленький городишко, в захолустный Византий, в будущий ни с чем не сравнимый Константинополь.

Граждане Византии, Нового Рима, Римской империи называли его просто Город, по-гречески «Полис». Все остальные города, с их точки зрения, включая самые крупные тогдашние человеческие муравейники, не имели права именоваться городом после того, как возник Константинополь. И началась новая жизнь… Новая жизнь!

Константин уподобился Христу Спасителю, возгласившему: «Се, творю всё новое» (Откр.21:5). И в отличие от того, что мы с вами видели в опыте многочисленных преобразований и реформ безблагодатных строителей, Святой Царь Константин мог дерзновенно повторить вслед за Священным Писанием: и вот увидел я, что дела рук моих хороши весьма.

Новый Город, ставший светочем христианства на протяжении более тысячи лет – новый город вместо разлагающейся языческой столицы. Город, некогда оплот Православной Церкви. И сегодня его свет достигает нас, мы многое в нашей церковной жизни устрояем по тем открытиям и образцам, которые были достигнуты в монастырях, храмах, в управлении, в искусстве, в архитектуре, в духовных правилах, по которым жил этот Город.

В 313 году Святой Император Константин издал Указ, называемый «Миланский эдикт»: с почти трёхсотлетними кровавыми гонениями на христиан покончено. Более того, веру Христову оценили и приняли в огромной Империи Нового Рима. Представляете, какая перемена?

Совсем недавно при одном из недавних предшественников Константина, Диоклетиане, гонения были поистине ужасающими. Никогда не было такой жестокости и стольких страданий христиан, верных учеников Христовых. А ведь Диоклетиан был очень сильный, как сейчас бы сказали, «успешный управленец». Он в действительности столь многое сделал для могущества и силы Римского государства, что время его правления, осуществляемого стальной рукой, называли «золотым веком».

Но оказалось, что строит он на песке: после его отхода от управления и смерти Рим стремительно покатился к упадку. Сам же Диоклетиан вошёл в историю как злодей, повинный в морях невинной человеческой крови, крови христиан, как человек, не понявший и, соответственно, не сумевший следовать воле Божией.

Император Константин Великий смог услышать Слово Божие и стремился строить своё Отечество не по человеческому произволу, а по воле Божией. Вот в чём была сила невероятных успехов в трудах, преобразованиях и реформах этого Императора.

Он созвал Вселенский Собор – и это также было совершенно по-новому, и это было впервые. Император созывает архиереев во имя того, чтобы вместе, соборным разумом, искать правду Божию. И они находят эту правду в том устроении Церкви, которое и у нас сейчас поныне. В том числе в Символе Веры. Только что на Божественной литургии мы все его единодушно воспели пред Богом и Его Церковью.

Более того, Константин не только своим Императорским повелением собирает епископов со всех концов Империи. Но он был одним из духоносных авторов Символа веры. Важнейшее, принципиальнейшее слово в Символе Веры — «Единосущный», относящееся к Вочеловечившемуся Сыну Божиему и обозначавшее Его полное единство по Божественному естеству с Божественным Отцом, против чего и восстали Арий со своими единомышленниками, предложил ввести в Символ Веры именно Император Константин. Ещё некрещёный. Он был христианином, но принял Таинство Крещения незадолго до своей смерти. Такое было нередким в те времена.

Скажу лишь несколько слов о его поразительных государственных реформах. Реформа денежная привела в порядок не только финансы древней страны. Монета Нового Рима стала, как сейчас бы сказали, конвертируемой валютой для всех стран тогдашней европейской цивилизации. И оставалась таковой более чем… тысячу лет! Денежная система, созданная Константином, впоследствии стала базисом для всех денежных систем мира.

Но на самом деле это мелочи. Главными, безусловно, были его великие духовные преобразования. В чем же была тайна этого некрещеного христианина – «оглашенного», как бы сейчас сказали? Она была лишь в одном: Константин шёл ко Христу всю свою сознательную жизнь! Шёл упорно, шёл искренне, от всего сердца, без лукавства. Он воспринял Евангелие как ребенок – с простотой, с радостью и с любовью.

Да, у него были, конечно, ошибки, грехи. Тяжкие, как у царя и пророка Давида. Человек не может прожить без ошибок. Но тот, кто алчет и жаждет правды Христовой, тот ею насытится. Его великие деяния и преображение жизни в данном ему Богом Отечестве были во благо не только его современникам. Но и потомкам потомков его современников – и так более чем на семнадцать столетий. И мы с вами пользуемся результатами его молитв, трудов и преобразований.

Наученные немалым и печальным опытом, мы с ужасом сегодня слышим это слово – «реформа». Нас попросту трясёт от него. Но без разумного и необходимого движения вперед все формы существования и деятельности человека и общества неотвратимо начинают ослабевать, вырождаться, гнить – и в конце концов самая жизнь упраздняется, гибнет. Какая дилемма, какой выбор!..

Помолимся Святому равноапостольному Великому Императору Константину о его предстательстве за Отечество наше, за вразумление и укрепление всех нас, о властях предержащих, о мире всего мира, о благостоянии святых Божиих Церквей. Это всё – его епархия, его профессиональная сфера приложения данных ему от Господа Бога сил и талантов. Его успешные и благодатные деяния. Святый равноапостольный Император Константин, моли Бога о нас!

Проповедь митрополита Псковского и Порховского Тихонав день памяти равноапостольных Царя Константина и матери его Царицы Елены в храме Святых Равноапостольных Константина и Елены города Пскова, 3 июня 2023 года