Фильм Эльдара Рязанова "Дайте жалобную книгу" — это не только отличная комедия, но и занимательная история о несыгранной роли с продолжением.
Может показаться, что все советские комедии сняли на троих Леонид Гайдай, Георгий Данелия и Эльдар Рязанов. Это, разумеется, не соответствует строгой фактической действительности: в СССР были сняты сотни развлекательных фильмов, для чего усилий трёх человек не хватило бы физически. Однако именно эти режиссёры создали самые знаменитые и любимые зрителем до сих пор отечественные комедии. Так что ничего удивительного, что мы снова обращаемся к творчеству Эльдара Рязанова, на этот раз к раннему — картине 1965 года «Дайте жалобную книгу«.
Фильм перед взлётом
Это история о том, как молодой, талантливый и неравнодушный журналист вместе с молодой, целеустремлённой и красивой девушкой в должности директора превратили московское злачное место в образцовый советский ресторан под воздушно-возвышенным названием «Одуванчик».
По внешним признакам типичная производственно-лирическая комедия эпохи заканчивающейся оттепели. На самом деле это последняя режиссёрская работа «раннего Рязанова», после которой у постановщика начнётся период творческого расцвета, от «Берегись автомобиля» до «Жестокого романса». При этом «Дайте жалобную книгу» — фильм вовсе не «ученический», это отличная романтическая комедия, просто в ней ещё почти незаметен фирменный рязановский стиль.
Кино со множеством звёзд, но одной не хватает
Кроме того, картина молодого режиссёра отличается настолько великолепным списком актёров, что становится даже не по себе. И это касается как исполнителей главных ролей (Олега Борисова, Ларисы Голубкиной и Анатолия Кузнецова), так и актёров, появляющихся на экране эпизодически (от легендарного трио «Вицин — Моргунов — Никулин» до Анатолия Папанова в роли заместителя директора).
Однако самая интригующая актёрская работа в фильме «Дайте жалобную книгу» так и не была создана. В кинопробах (нынче это зовётся кастингом) участвовал тогда ещё молодой, начинающий и неизвестный московский актёр Владимир Высоцкий. В 1964 году он был ещё исполнителем эпизодических ролей, гораздо чаще получавшим отказы по итогам первичных фотопроб (то есть не доходя даже до этапа выступления перед режиссёром).
На какую именно роль пробовался Высоцкий в картину Рязанова, история умалчивает. Зато она сохранила удивительную подробность относительно следующего, также несостоявшегося опыта сотрудничества великого артиста с выдающимся режиссёром. В 1969 году, когда Владимир Семёнович уже обрёл широкую популярность после ярких ролей в лентах «Вертикаль», «Хозяин тайги», «Служили два товарища», Рязанов запустил производство фильма о Сирано де Бержераке. И Высоцкий, естественно, претендовал на главную роль. Однако режиссёр отказал ему с фантастической мотивировкой: «Мне бы хотелось снять в этой роли не актёра, а поэта».
Впрочем, фильм Рязанова о де Бержераке так и не был снят, поэтому мы так и не узнаем, кого же постановщик посчитал бы поэтом в большей степени, чем Высоцкого.