На главной площади Улан-Батора красуется скульптура Дамдина Сухэ-Батора — вождя народной революции 1921 года: впоследствии Монголия 70 лет шла к коммунизму.
«Надо же, не убирают», — удивляюсь я. Побывав в странах, в угоду СССР пачками устанавливавших памятники революционерам, а затем оперативно их поснимавших, я ждал того же самого и от монголов. «А зачем убирать? — поражается мой собеседник. — Он же много хорошего сделал. Изгнал китайских оккупантов, превратил Монголию в независимое государство. А что коммунист — да ладно, это было модно. Ну да, кого-то к стенке, кого-то посадил. Так время такое, что поделать!»
В то же время я хотел бы уточнить — в Монголии немного тех, кто ностальгирует по советскому периоду: в основном это пожилые граждане, пенсионеры, да и то не все. Люди прекрасно помнят и дефицит, и как в известной скотоводством республике давились в очередях за мясом, как сами шили себе одежду, поскольку в магазинах вещи нормального качества было толком не купить. «Дублёнки разве что в достатке были, за ними советские туристы приезжали, — смеётся Самдан Цоригбатаар. — Ну, так дублёнку летом носить не станешь».