К концу 2023 года Поднебесная обгонит нынешнего лидера — Японию, прогнозируют аналитики Moody’s Analytics. Она начала стремительно наращивать объем экспорта во время пандемии: в 2021 году позади осталась Южная Корея, в 2022-м — Германия. Во втором квартале 2023-го Китаю не хватило около 70 тысяч машин, чтобы нагнать Японию, в то время как год назад разрыв составлял почти 171 тысячу. Темы роста экспорта Китая говорят о том, что к концу года он все же вырвется вперед и сместит лидирующую с 2019 года Японию, говорят эксперты. В этом году уже был прецедент , о котором писал китайский портал Sina: по итогам января-марта КНР поставила за рубеж около 1,069 миллиона новых автомобилей, обогнав японцев с 1,047 миллиона. Китай уже превысил допандемийные показатели экспорта, в то время как Японии и Таиланду пока не удалось даже вернуться к ним. Этим Поднебесная обязана развитому сегменту электрокаров. В 2022 году по всей планете было продано более 10 миллионов «зеленых» машин, и порядка 60 процентов из них — из Китая. Эксперты объясняют успех китайских электромобилей тем, что более половины поставок лития, необходимого для аккумуляторов, приходятся на КНР. Также среди преимуществ — низкая стоимость рабочей силы, дешевизна самих электрокаров и щедрая государственная поддержка. Эти факторы привлекли и крупных иностранных производителей, таких как Tesla и BMW, построивших собственные заводы в стране. Однако ни одному из них не удалось заместить местных автогигантов Chery и SAIC. Быстрый рост на мировой арене — повод «разрушить старые легенды», считает глава китайской BYD, призвавший соотечественников объединиться ради лидерства страны на авторынке. Однако с ним согласны не все: в Great Wall Motor считают, что пока не время отказываться от внутренней конкуренции.