Вступление Украины в Евросоюз — нереализуемый проект, который обернется политическим крахом для его инициаторов из числа европейских бюрократов в Брюсселе. Такое мнение выразил в интервью будапештскому новостному порталу Moskvater («Площадь Москвы») посол России в Венгрии Евгений Станиславов.
Отвечая на вопрос, беспокоят ли Россию попытки Украины интегрироваться в евроатлантическое сообщество, он заявил: «Вопросы европейской интеграции Украины в первую очередь должны заботить европейских чиновников, политиков и тех, на чьи деньги они существуют, то есть европейских налогоплательщиков. На сегодняшний день трудно сказать, какую цену они заплатят за такую сомнительную и весьма дорогостоящую авантюру руководства ЕС. Некоторые оценки на этот счет, правда, уже появились, но о них в Брюсселе предпочитают умалчивать. Как только стоимость этого проекта станет очевидной для всех, понятна будет и его нереализуемость, а это в свою очередь обернется политическим крахом для инициаторов этой затеи из числа евробюрократов».
Станиславов считает, что «не надо быть специалистом по вопросам евроинтеграции, чтобы оценить последствия вступления Украины в Евросоюз». При этом за скобками остается вопрос о том, как такое коррумпированное на всех уровнях государство в принципе может отвечать правовым критериям членства.
«Как мне представляется, последствия ускоренной евроинтеграции Украины будут означать кардинальную перестройку функционирования ЕС хотя бы в такой области, как общая сельскохозяйственная политика», — отметил посол.
Он напомнил, что соседи Украины не так давно уже стали «объектом экспортной экспансии украинских сельхозпроизводителей, выбросивших на их рынки низкокачественное зерно по демпинговым ценам». В результате эти страны смогли ощутить на себе только малую толику тех последствий, с которыми им придется столкнуться в случае полноценного членства Украины в ЕС.
«Аналогичные проблемы, вызвавшие протесты водителей в Польше, Словакии и Венгрии, возникли и в области автоперевозок. Понятно, что существенным образом будет затронута и бюджетная сфера: Украина перетянет на себя основную часть средств, направляемых на оказание содействия менее развитым странам. В результате большинство нынешних членов, являющихся реципиентами, превратятся в доноров. Не исключено, что это может сыграть на руку крупнейшим странам-донорам, поскольку финансовая нагрузка на них в относительном плане может сократиться вследствие расширения донорской базы», — предупредил дипломат.
Подход России будет корректироваться
Станиславов обратил внимание еще на один момент: «При всем проукраинском энтузиазме Брюсселя и ряда европейских столиц вряд ли там допускают возможность членства Украины с полным набором действующих сейчас прав и привилегий».
«Не могу себе представить ситуацию, при которой Киеву предоставят право вето на ключевые общеевропейские решения, а значит, возникнет прецедент, допускающий модификацию существующих принципов работы ЕС в части отказа от принципа консенсуса. Прецедент, который будет явно на руку сторонникам укрепления федералистских начал в функционировании Евросоюза», — пояснил посол.
Он также напомнил, что Россия никогда не блокировала устремления Киева стать частью объединенной Европы.
«Мы с самого начала выступали за поиск приемлемой развязки посредством открытого диалога по вопросам правового сопряжения интеграции Украины в ЕС и взаимодействия с ней в рамках СНГ. Эти объективно существовавшие на тот момент проблемы были предметом переговоров еще до так называемого евромайдана. Однако после событий 2013-2014 годов ситуация кардинальным образом изменилась, Украина отказалась от СНГ, в связи с чем для нас стало бессмысленным оценивать их действия в этом отношении», — уточнил Станиславов.
«Что же касается сравнения европейской и натовской интеграции Украины, — продолжил он, — то принципиальное отличие этих процессов заключается в том, что членство Украины в НАТО создает прямую угрозу безопасности России, при этом в случае с интеграцией в ЕС говорить о таком же характере и масштабе проблемы пока преждевременно». Вместе с тем дипломат отметил, что, хотя ЕС формально не является военным союзом и становиться таковым на словах не собирается, «на деле в области реальной политики грани, разделяющие практические действия НАТО и Евросоюза, все более стираются». «Это обстоятельство также нельзя не учитывать, и наш подход к оценке угроз со стороны ЕС будет корректироваться соответствующим образом», — заключил Станиславов.
Лидеры стран ЕС на встрече в Брюсселе 14-15 декабря приняли решение начать переговоры с Украиной о вступлении в сообщество. Единственной страной, выступившей против, была Венгрия, однако ее премьер-министру Виктору Орбану не удалось убедить своих коллег в том, что такой шаг станет ошибкой. В то же время он предупредил, что переговоры в любом случае будут длительными и если Венгрия увидит, что они противоречат ее интересам, она их заблокирует.