Президент Франции Эммануэль Макрон распустил Национальное собрание (парламент Франции — прим. «Ленты.ру») по итогам выборов в Европейский парламент (ЕП). Это может привести противников помощи Украине из «Национального объединения» к власти во Франции. Об этом в беседе с «Лентой.ру» рассказал старший преподаватель кафедры европейских исследований СПбГУ, эксперт клуба «Валдай» Алексей Чихачев.
С 6 по 9 июня в Европейском союзе (ЕС) состоялись выборы в Европарламент, в функции которого входит рассмотрение законодательных инициатив Европейской комиссии (ЕК). По итогам голосования во Франции порядка 32 процентов голосов набрало «Национальное объединение» Марин Ле Пен.
В ответ на итоги выборов Макрон распустил парламент и назначил досрочные выборы. Первый тур состоится 30 июня, второй — 7 июля. Он также принял отставку правительства своей партии «Возрождение» под руководством премьер-министра Габриэля Атталя.
Чихачев напомнил, что идея Макрона распустить парламент обсуждалась уже два года, так как партия президента не имела большинства мест в парламенте. Поэтому итоги выборов в ЕП стали удобным поводом для воплощения этого решения.
«Решение распустить парламент назревало уже два года. По итогам выборов в июне 2022 года сложилась ситуация, когда партия президента лишилась абсолютного большинства. Поэтому макроновским силам от случая к случаю приходилось искать коалиции с другими партиями и искать поддержку своих законопроектов. В общем, в одиночку править страной, как на первом сроке Макрона, они уже не могли», — заявил
При этом эксперт подчеркнул, что решение Макрона стало неожиданным. За всю историю современной Франции парламент распускался лишь пять раз, и выборы в Европарламент не виделись для многих достаточным поводом. Чихачев предположил, что французский лидер рассчитывает, что на национальные выборы придет его основной электорат. Он резюмировал, что политик продолжает «верить в свою счастливую звезду».
У Макрона есть расчет на то, что на европейских выборах избиратели чувствуют себя более раскованно, дают волю своим эмоциям и им легче психологически проголосовать за крайние силы. А вот на национальном уровне, где действительно многое зависит от воли избирателей, может включиться «рассудочное мышление» у граждан