Премьер-министр Индии Нарендра Моди отправился с визитом в Москву 8 июля. О целях этой поездки можно судить не только по официальному заявлению. Китаевед Николай Вавилов считает, что у встречи есть и скрытые причины: «Нам нужна военная база в Индийском океане».
Премьер-министр Индии Нарендра Моди вылетел в Москву с двухдневным визитом. Это первая поездка лидера страны после переизбрания. Ранее ходили слухи, что Моди сначала посетит США, однако эта информация не подтвердилась.
В своём заявлении индийский политик назвал лидера России Владимира Путина своим другом и отметил, что двум странам есть что обсудить. Он также заметил, что партнёрство двух стран можно считать привилегированным.
Я отправляюсь с официальным визитом в Россию для участия в 22-м ежегодном саммите. Особое и привилегированное стратегическое партнёрство между Индией и Россией за последние десять лет продвинулось вперед, в том числе в сферах энергетики, безопасности, торговли, инвестиций, здравоохранения, образования, культуры, туризма и межличностных обменов. Я с нетерпением жду возможности рассмотреть все аспекты двустороннего сотрудничества с моим другом президентом Владимиром Путиным и поделиться взглядами на различные региональные и глобальные проблемы, — цитирует слова индийского премьер-министра МИД Индии на своём сайте.
Фото: Kremlin Pool/Globallookpress
Политолог и публицист, обозреватель Царьграда Игорь Пшеничников ранее писал, что цель визита Моди в Москву пока довольно размыта. Тем не менее легко предположить, что поездка направлена на то, чтобы упрочить и углубить сотрудничество двух стран:
Конкретная повестка переговоров Владимира Путина и Нарендры Моди пока неизвестна. Вероятно, о ней будет знать только узкий круг людей. Но главное понятно. Нарендра Моди стремится укрепить связи с Москвой.
Китаевед Николай Вавилов обратил внимание, что у Индии не так много вариантов заинтересовать Россию в рамках двустороннего сотрудничества. Но есть один важный проект: Дели может предложить Москве выделение территории под обустройство нашей военной базы.
Моди не может ничего предложить, кроме твёрдой рупии. Рупий у нас хватает, уважаемый бхай-бхай. Нам нужна военная база в Индийском океане — можно прямо в вашем родном штате Гуджарат. Чтобы о борт кораблей Черноморского флота плескалась синяя волна Аравийского моря.
Фото: Belkin Alexey/Globallookpress
В то же время Москве есть что предложить Дели. Например, Индия заинтересована в том, чтобы продолжать покупать у России оружие.
Индийцы отмечают, что зависят от российского вооружения и запасных частей к нему. Но они не собираются отказываться от сотрудничества с Россией в этой области как потому, что русское оружие намного дешевле, чем аналогичное западное, так и потому, что индийские вооружённые силы уже десятилетиями его используют и прошли соответствующую подготовку, — констатировал Игорь Пшеничников.
Кроме того, Индия выигрывает от санкций против России, перепродавая нефть в Европу.
Фото: mod_russia/twitter.com/Globallookpress
Политический обозреватель Царьграда Андрей Перла полагает, что уровень отношений между Россией и Индией снова можно описать фразой «Хинди Руси бхай бхай» (советско-индийский лозунг о дружбе двух стран. — Ред.). По словам политолога, Индия хочет и может оставаться вне больших военных блоков, которые делят мир, притом она является достаточно могущественной, чтобы кто-то мог её к чему-нибудь принудить.
Поскольку эта индийская позиция Россию очень устраивает, нет причин, чтобы Владимир Путин и Нарендра Моди не нашли общего языка. Ну и, конечно, не передали большой привет на Запад, — резюмировал Андрей Перла.
Николай Вавилов считает, что факт выбора индийским премьером для первого госвизита именно России свидетельствует об особом статусе Москвы. Как и китайский лидер Си Цзиньпин, Нарендра Моди предпочёл в первую очередь решить вопросы с Владимиром Путиным, а уже потом задумываться о поездке в США.
Си Цзиньпин — в Россию, Моди — в Россию. Выводы тут легко делаются, где генерируется мировая политика. Москва — политическая столица мира. Мы вернули себе этот статус.
По мнению Вавилова, свою роль сыграло и укрепление отношений между Россией и Китаем. Индия не хочет оставаться в стороне, пока страны налаживают сотрудничество. Тем более что реализация глобальных планов страны будет зависеть именно от Москвы.
Моди очень хочется обскакать в БРИКС товарища генерального секретаря Компартии Китая Си Цзиньпина, с которым договорился Путин. Индия всегда чутко реагирует на сближение России и Китая — она, как и Китай, без России не сможет реализовать свои глобальные планы.
Фото: Kremlin Pool/Globallookpress
Что касается Соединённых Штатов, там Моди ловить пока нечего, считает китаист. Во время предвыборной гонки планировать дальнейшее сотрудничество с нынешним президентом Джо Байденом недальновидно.
С США всё сложнее — давление на правого консерватора со стороны леваков Байдена только растёт, — заметил Николай Вавилов.
Игорь Пшеничников также добавил, что США стремятся использовать Индию для противостояния Китаю:
В сентябре 2023 года на саммите G20 в Дели президент США Байден объявил о создании совместно с Индией крупного экономического коридора Индия — Ближний Восток — Европа для поставки энергоресурсов и товаров. Это было расценено как попытка США привязать к себе Индию через помощь в её соперничестве с Китаем, поскольку этот американский транспортный проект виделся как конкурент аналогичной китайской инициативе «Один пояс, один путь».
Тем не менее в Дели видят, что совместные проекты США и Индии не работают. Это заставляет страну обратиться в сторону России.
Нельзя исключать, что в условиях политической турбулентности в США те прожекты, которые были презентованы американцами на саммите G20 в Дели в прошлом году, вообще были PR-акцией и сейчас не очень сильно занимают американскую администрацию. Цинизм и собственная выгода — это главные черты политики США, которые отличают её от политики России. И в Дели этого тоже не могут не понимать.